Неоконченная» симфония является завершенной, об этом говорит содержание. Композитор поднимает вечные вопросы о судьбе человека. В двухчастном цикле, словно отчаянно задается вопрос: «В чем разница между вымыслом и фантазией, где найти границы реальности?»
Симфония состоит из двух частей, при этом они не противопоставляются между собой, а дополняют друг друга. Единственное, что необходимо отметить, это различие в настроении лирики:
1. Лирические переживания.
2. Созерцание, просветленная мечтательность.
На протяжении всей I части герой находится в поиске идеала. Он мечется, его душу терзают сомнения, он теряет веру. Позже возникает понимание, что счастье находится внутри, его не нужно искать по всему миру. Надо просто жить и наслаждаться каждым днем.. Открывает цикл угрюмое вступление, которое обобщает образы, характерные для романтизма: вечность, тревога, томление. Мелодия создает ощущение туманности.
Тема вступления несет в себе основную мысль произведения. В дальнейшем она появится перед разработкой и кодой. Бросается в глаза то, что музыкальный эпизод противопоставляется следующему за ним интонационному материалу.
В Главной партии вступает голос героя. Лирика песни позволяет выразить весь эмоциональный накал. Аккомпанемент добавляет содрогания и взволнованности. Постепенно нарастает звучность. Музыка теряет игривость и начинает подчиняться атмосфере трагедии и драмы.
Разработка состоит из двух разделов. Ей предшествует материал вступления, тема которого превращается в ариозное пение на фоне аккомпанемента. Тема звучит в точке кульминации в аккордовой фактуре. В ней исчерпаны все вопросительные интонации, она звучит утвердительно. Произошла смысловая метаморфоза. Тема материализовалась из мысли в реальность. Конфликт открылся через преобразование.
В репризе уже не будет происходить драматических коллизий, все произошло. Кода поострена на интонациях вступления, что создает впечатление арки.
II часть moto является воплощением минорной отрешенности.. Смена мажора и минора наталкивает на мысль о переменах в жизни лирического героя. Преобладает яркое звучание струнной группы в сочетании с духовыми инструментами. Такой прием позволяет выразить поэтичность и созерцательное расположение, связанное с пребыванием на природе. Герой стал свободным.
Поделитесь впечатлениями от «Forellenquintet»; это наиболее известный среди ценителей музыки камерный ансамбль.
Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: на душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням.
Как вы понимаете выражение «Божественные длинноты Шуберта»? Это выражение является весьма известным эпитетом по отношению к музыке Шуберта, как к симфонической, так и к фортепианной. Почему?
«Божественные длинноты» — имеются здесь в виду состояния молитвенно-созерцательного восхищения, вынуждающего забыть о времени.
Обычно, «длинноты» - это затянутость, заторможенность. У Шуберта же длинноты являются эмоциональным захлестом. Они уносят, погружают, впитывают тебя в мелодию. Ты не замечаешь их «длинности», потому что они дают ощущение, что музыка, как «чёрный шёлковый платок», в произведении И.С. Тургенева «Певцы», окутывает шею и раздает свое тепло.
«Божественные длинноты» Шуберта- это погружение в музыку эпохи романтизма, в которое хочется нырять все глубже и глубже.