https://youtu.be/qQzXZRDFQCQ
Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.
По указу Петра I в 1702 году из Гданьска была выписана в Москву немецкая труппа в составе 9 человек под руководством И. Кунста. В октябре 1702 года в дополнение к немецким комедиантам в актёры набрали 12 русских и отдали на обучение к Кунсту. 8(19) декабря 1702 года состоялся первый спектакль, разыгранный в доме Ф.Я. Лефорта в Немецкой слободе, где наскоро оборудовали театральный зал (каждая труппа играла на своём языке).
После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне. (Слайд 8)
|
|
Создание кунсткамеры
https://youtu.be/Vo2CoOmJe0k
Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год.
По мере того как коллекция разрасталась (царь выкупал интересные экспонаты в разных странах, а в собственном государстве приказал привозить ему все диковинные вещи) было принято решение отстроить отдельное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». (Слайд 9)
Ассамблеи при Петре I
https://youtu.be/2jRcdQAQZQk
Среди прочих изменений культуры светского общества, нельзя пропустить введение в быт русского дворянства так называемых Ассамблей. 25 ноября 1718 года Пётр I издаёт указ о новом развлечении для жителей городов.
Введение балов-ассамблей стало одним из культурных «преобразований», попыткой адаптировать западноевропейские традиции и социальные нормы на русскую национальную почву. При этом адаптация проходила достаточно болезненно и конечный результат получился с особенным местным колоритом. Петр I расценивал общественный досуг, как фактор государственного значения для формирования новых моделей социального существования и внедрения изменений в придворный этикет, в сам регламент размеренной жизни русских дворян.
|
|
Главными новшествами данных мероприятий были:
· Разрешение на свободное посещение для женщин.
· Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
· Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного
Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
Вчерашние бояре всячески пытались избежать посещения ассамблей, считая подобную затею неприличной. Вызывало ропот и участие в увеселениях женского пола. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «прогульщиков». (Слайд 10)
Заключение
Следует отметить, что преобразования в области культуры были органичной частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти ХVIII в. Однако в стране продолжали господствовать крепостнические отношения, развивавшиеся вширь и вглубь. Реформы Петра встретили ожесточенное сопротивление родовитой боярской аристократии и верхушки духовенства. В борьбе с ними Петр I не остановился перед расправой даже с собственным сыном Алексеем, оказавшимся в лагере реакции. Жесточайшему преследованию подвергалось любое выступление народных масс против существующего строя.