Реализация мер правосудия переходного периода

Правосудие переходного периода, внесудебные примирительные процедуры и институты

Правосудие переходного периода – это комплекс мер, связанных с систематическими или массовыми нарушениями прав человека, который обеспечивает возмещение жертвам нарушений, а также создает возможности или способствует трансформации политических систем, конфликтов и других условий, которые, возможно, лежали в корне злоупотреблений.

Таким образом, правосудие переходного периода, при рассмотрении прошлых систематических или массовых нарушений, преследует две цели. Первая цель – обеспечить определенный уровень правосудия для жертв. Вторая цель заключается в укреплении возможностей для мира, демократии и примирения. Для достижения этих двух целей, меры правосудия переходного периода часто сочетают в себе элементы уголовного, восстановительного и социального правосудия.

Правосудие переходного периода не является особой формой правосудия. Это, скорее, правосудие, адаптированное к уникальным условиям в обществе, переживающем переход от времени, когда нарушения прав человека были нормальным положением дел. В некоторых случаях, этот переход происходит внезапно и имеет очевидные и серьезные последствия. В других случаях он может длиться многие десятилети

 

Происхождение правосудия переходного периода

Правосудие переходного периода впервые появилось в конце 1980-х - начале 1990-х годов, в ответ на политические преобразования в Латинской Америке и Восточной Европе и потребность в правосудии, возникшую в ходе этих преобразований. В то время, правозащитники и другие люди пытались решить вопрос о том, как эффективно решить проблему, касающуюся систематических злоупотреблений при прежних режимах, но при этом укрепить и не сорвать текущие политические преобразования. Поскольку эти изменения часто назывались «переходом к демократии», эту новую междисциплинарную область стали называть «переходное правосудие» или «правосудие переходного периода». Меры правосудия переходного периода, как правило, включали преследование лидеров режима, инициативы, связанные с гласностью, такие как открытие государственных архивов и создание официальных комиссий по установлению истины, введение программ по возмещению ущерба жертвам, а также проверка государственных служащих, особенно (но не исключительно) сотрудников сил безопасности.

Правосудие переходного периода возникло как часть признания идеи, что решение проблем, касающихся систематических или массовых нарушений, требует особого подхода, как ретроспективного, так и перспективного: целью мер правосудия переходного периода является не только возмещение жертвам, но и предотвращение появления таких жертв в будущем. В долгосрочной перспективе, меры правосудия переходного периода должны содействовать миру, демократии и примирению, которые необходимы, чтобы предотвратить систематические или массовые нарушения прав человека.

 

Реализация мер правосудия переходного периода

Правосудие переходного периода основывается на убеждении, что систематические или массовые нарушения прав человека посредством судебных мер не являются адекватными. Многие проблемы, вытекающие из прошлых нарушений, часто слишком сложны, чтобы их можно было решить только с помощью судебных мер, таких как судебные рассмотрения. Двадцатилетний опыт свидетельствует, что, для того чтобы быть эффективным, правосудие переходного периода должно быть целостным. То есть, оно должно состоять из нескольких инициатив, дополняющих и усиливающих друг друга. Элементы таких инициатив часто включают:

Уголовное преследование – судебное преследование лиц, ответственных за нарушения прав человека. Судебное преследование часто играет важную роль в преследовании лиц, которые считаются наиболее ответственными за массовые или систематические преступления.

Комиссии по установлению истины – специальные комиссии по расследованию, которые создаются и уполномочиваются государством для проведения расследований и сбора сведений о злоупотреблениях недавнего прошлого. Такие комиссии часто дают рекомендации по устранению последствий подобных злоупотреблений и предотвращению их повторения.

Программы репарации – спонсируемые государством инициативы, направленные на возмещение, в массовом масштабе, материальных и моральных последствий прошлых злоупотреблений по отношению к некоторым классам жертв. Как правило, в рамках таких инициатив жертвам предоставляется некоторое сочетание материального и символического возмещения.

Реформа системы безопасности – широкомасштабные программы по превращению военных, полицейских, судебных и связанных с ними государственных учреждений из инструментов репрессий и коррупции в государственные институты, служащие интересам общества.

Меры по сохранению памяти – музеи, мемориалы, а также другие шаги для сохранения общественной памяти о жертвах и углубления нравственного осознания прошлых нарушений, с целью предотвращения их повторения.

Реализация этих мер в соответствующем сочетании и должной последовательности может быть сложной задачей. Имеется несколько общих правил, которые заслуживают упоминания. Во-первых, меры правосудия переходного периода должны быть структурированы таким образом, чтобы максимально дополнять друг друга и минимизировать конфликты и противоречия. Во-вторых, взаимосвязь между мерами не должна быть слишком неопределенной или слишком сложной, иначе это может привести к путанице в отношении целей каждой меры, и, таким образом, лишить эти меры участия и поддержки общественности. И, в-третьих, в идеале различные меры правосудия переходного периода должны быть упорядочены таким образом, чтобы способствовать сохранению и приумножению важных элементов переходного периода – демократии и мира – без которых правосудию переходного периода может быть нанесен серьезный вред с точки зрения его масштабов и качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: