Пример: Стива Джобса критиковали за его авторитарный стиль управления; часто применяется в военной индустрии

2) Демократический (максимум демократии, максимум контроля, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудника, учету их интересов, особенностей; стиль способствует выработке объективных решений, высоких производственных результатов труда, проявлению инициативы, активности сотрудников, удовлетворенности работой, хорошему климату, сплоченности коллектива; но для реализации необходимы высокие интеллектуальные, организаторские, психологически-коммуникативные способности руководителя)

Пример: лидеры компании МТС придерживаются демократического стиля лидерства

3) Либеральный (максимум демократии, минимум контроля, безынициативность, невмешательство в процесс работ => низкие результаты, неудовлетворенность работой, неблагоприятный климат, отсутствие сотрудничества, возможны конфликты)

Пример:

 

Лидер должен владеть всеми стилями и умело применять их в зависимости от ситуации

Качества лидера: мыслит глобальными категориями, предвидит потенциальные возможности, создает общее видение будущего, помогает развитию способностей людей, развивает командный подход к работе, демонстрирует высокий уровень компетенции, личных достижений, постоянно совершенствуется, способен завоевать доверие окружающих, органично сочетать эмоции, интеллект и деловые качества, уметь создавать внутренние и внешние сети влияния, союзы

Факторы, создающие лидера: культура и образование, способность преодолевать стереотипы, знание своего скрытого потенциала.

Модель ситуационного лидерства:

 

 

Билет 21

· Сущность

· Элементы культуры организации

· Формирование организационной культуры

 

Культура как среда управления - определенная картина однородных и согласованных представлений, значений, которые проявляются в трудовом процессе и разделяются различными категориями специалистов, ориентируя их и придавая смысл их деятельности в определенной системе.

Культура как инструмент управления – уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения, которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей для достижения поставленных целей

Культура как объект управления – совокупность доминирующих моральных норм и ценностей, принятых образцов поведения и традиций, которые разделяются членами организации и способны воспроизводиться через формальных и неформальных лидеров

Элементы культуры организации: общие ценности и убеждения, миссия и стратегия, нормы и правила, традиции и ритуалы, фирменный стиль, культура рабочего места, легенды, мифы и герои, архитектурный дизайн, взаимоотношения, коммуникация, мотивация и поведение, организация производственной среды 

Формирование и развитие организационной культуры:

1) Диагностика ( выявление специфики системы, ее цели, структуры, задач и функций; формулируются базовые идеи существования системы и оформляются в виде ее философии )

2) Проектирование организационной культуры ( предполагает наполнение смыслом каждого элемента культуры в соответствии с целями, задачами и сформулированной миссией организации )

3) Осуществление проекта культурных изменений ( ознакомление участников процесса с основными принципами культуры и внедрение этих принципов в жизнь и преодоления сопротивления изменениям )

Пример:

Компания Google славится своей высокой корпоративной культурой на весь мир: бесплатное питание, различные экскурсии, финансовые бонусы, открытые выступления высшего руководства, тренажерные залы и т.д. Деятельность компании нацелена на то, что важно обеспечить абсолютно всех сотрудников комфортными условиями работы.

Компания Adobe не боится доверять своим сотрудникам сложные проекты и поддерживает их во время выполнения сложных задач: продукты Adobe – синоним творчества, поэтому их создателям уделяется максимум внимания. Компания не использует рейтинги сотрудников, считая это демотивирующим, сотрудники знают, что в случае успеха работа будет высоко оценена, в то же время за ошибки не наказывают.

 

Билет 22

Понятие инновации тесным образом связано с понятиями "технология" и "изобретение". Технология - это не только способ, метод осуществления какого-либо процесса или какой-либо деятельности, но и знания об этом, т. е. знания, систематически применяемые для полезных целей.

4) Иновационная деятельность

Инновационные процессы пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Применительно к инновационным процессам материального производства обычно рассматривают следующие его стадии:

- генерирование новой идеи;

- экспериментальную реализацию новой идеи;

- освоение в производстве;

- массовый выпуск;

- потребление.

Виды

Виды иноваций: Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

Организационные — совершенствование системы менеджмента.

Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

2) Жизненный цикл продуктов и технологий

Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) — совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. Жизненный цикл включает период от возникновения потребности в создании продукции до её ликвидации вследствие исчерпания потребительских свойств. Основные этапы жизненного цикла: проектирование, производство, техническая эксплуатация, утилизация. Применяется по отношению к продукции с высокими потребительскими свойствами и к сложной наукоёмкой продукции высокотехнологичных предприятий.

3) Объекты иновационной деятельности

Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций.

Пример

Примером иновации является компания Philip Morris, которая создала продукт нового поколения IQOS. Это технология, которая позволяет употреблять табачную продукцию без рисков для здоровья. При создании IQOS использовались новые технологии.

 



Билет 23

Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов (орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента) в едином процессе управления инновациями.

Инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности.

1) Организация инновационной деятельности направлена на упоря­дочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, создание новаций, а также их внедрение. Механизм организации ориентирован на формирование и реорга­низацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, рыночная инноваци­онная интеграция, выделение.

Инновационные процессы пронизывают всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. Применительно к инновационным процессам материального производства обычно рассматривают следующие его стадии:
- генерирование новой идеи;
- экспериментальную реализацию новой идеи;
- освоение в производстве;
- массовый выпуск;
- потребление.

2) Важное значение для создания благоприятного новаторского климата имеет поощрение экспериментаторства в разных подразделениях компании. С увеличением числа новых продуктов на рынке и сокращением их жизненного цикла для поддержания эффективности организации необходима высокая плотность потока новаторских идей. Поэтому менеджмент ставит задачу постоянного и всеобщего `мозгового штурма` перед большинством и в конечном итоге перед всеми работниками. Признание эксперимента в качестве практической формы ориентации фирмы на нововведения в организационном плане вылилось в создание передовыми предприятиями множества мелких новаторских групп. Особое место в продвижении новых идей занимает система материального поощрения. В первую очередь она должна предусматривать: выплату соответствующего вознаграждения в случае получения патента; введение льгот по подоходному налогу для изобретателей и авторов промышленных образцов (полезных моделей); выплату патентообладателями вознаграждения лицам, содействовавшим разработке нововведения; обеспечение правовой защиты; помощь в освоении и коммерческой реализации изобретений, промышленных образцов и полезных моделей; учет авторского вознаграждения при расчете пенсии; выплату из прибыли премий за разработку конкурентоспособной техники и технологии, а при выпуске новых видов продукции процент от прибыли, ежегодно получаемой от ее использования. На этапе развития рыночных отношений особое внимание уделяется обучению и переподготовке персонала, прежде всего, управленческого, которое должно способствовать повышению его творческой (инновационной) активности. К числу таких мер относится: - установление зависимости должностного положения работника от прохождения им повышения квалификации и переподготовки, в том числе при решении вопроса о зачислении работника в резерв на выдвижение; - гибкие системы материального стимулирования, установление персональных надбавок в связи с прохождением повышения квалификации и переподготовки; - введение единовременных премий за решение сложных и ответственных управленческих задач; - система социальных выплат, предоставляющей возможности работнику повышать свою квалификацию в специализированных учебных центрах, а также принимать участие в научно-практических конференциях (в том числе международных), стажироваться за рубежом; - система штрафных санкций в случае невыполнения требований относительно повышения профессионального уровня; что выражается в снижении работнику персональных надбавок либо понижения в должности; - предоставление работнику дополнительных социальных льгот (свободных дней для самообразования, творческих отпусков и пр.); - пропаганда достижений работника в решении стоящих перед предприятием задач, в том числе через средства наглядной агитации и массовой информации; - включение работника в резерв для выдвижения на руководящую должность.

 






Билет 24

Краудсо́рсинг— привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.

 

Преимущества краудсорсинга:

· Большой охват

· Вовлечение пользователей

· Море вариантов и разнообразие выбора

· Единственно возможный вариант

· Фиксированные сроки

· Экономия финансовых ресурсов

 

Недостатки:

· «толпа не разумна» - она не способна создать нечто ценное, потому что она состоит из слишком разных людей, которые не смогут договориться и выдать цельное решение.

· несправедливый принцип вознаграждения. Ведь, как говорилось выше, приз получает только ограниченное количество человек. Остальные же по сути трудились впустую

· не всегда самый дешевый способ

· возможна утечка информации

 

Примеры: Среди множества разновидностей краудсорсинга выделяются проекты для голосования и сбора идей, по обработке научных материалов, конкурсные платформы, микрозадачи, краудсорсинговые агрегаторы, справочные ресурсы, проекты по совместному использованию данных, различные формы совместной работы с контентом и поддержки коллективных инноваций.

Википедия — электронная энциклопедия, создаваемая преимущественно силами волонтёров.

 

Билет 25
Знания

Комбинация

u опыта,

u ценностей,

u контекстной информации,

u экспертных оценок,

которая дает возможность

u оценивать и

u инкорпорировать

новый опыт и информацию

l Знания в свернутом виде присутствует в любом товаре и услуге

– модный галстук, реактивный истребитель, …

l Знания вместе со своими носителями становятся основой конкурентоспособности того или иного предприятия

– энолог винодельческого хозяйства, шеф-повар ресторана, главный конструктор предприятия, …

l Знания иногда трудно отделить от носителя (человека)

– специалист (менеджер, хирург, специалист по инвестированию), предлагая свои услуги, фактически предлагает свои знания.

l В организациях знание фиксируется не только в документах, патентах, но и в процессах, в процедурах, в нормах, в целом в практике деятельности

 

Знание – систематизированные достоверные представления о предметах и явлениях действительности. Знание применяется людьми для рациональной организации своей деятельности и решения возникающих задач.

Информация – сведения о понятиях, фактах, событиях и т. д., в передаче и принятии которых могут участвовать люди или специальные устройства. Животные сообщают друг другу особую информацию с помощью сигналов. Существует также генетическая информация, передаваемая одним организмом другому.

Коренным фактором, позволяющим выявить отличие знания от информации, является то, что знание приобретается только через субъективное осмысление. Информация же независима и не всегда доходит до стадии осознания.

 

Индивидуальные и коллективные знания

· обычное понимание: то, что знает человек

· новое понимание: также и то, что «знает» организация, группа

· Примеры индивидуальных знаний

o Знания профессора

o Знания балерины

o Знания менеджера

· Примеры коллективных знаний

o Корпоративная база данных

o Корпоративная культура

o Доверие

o Навыки совместной работы

o Навыки коллективных обсуждений

Явное и неявное знание

o явное (эксплицитное) – кодифицируемое, может быть выражено в форме слов и цифр и может передаваться в формализованном виде на носителях в форме данных, текстов, спецификаций, руководств.

o неявное (тацитное) - не формализуется, связано с интуицией, прозрением, догадками, идеалами, ценностями, может существовать лишь вместе с его обладателем - человеком или группой лиц.

Неявное индивидуальное знание

· Технические навыки мастеров своего дела - результат многолетней практики

o Танец балерины

o Поведение самурая

o Знания художника, каллиграфиста, специалиста по аранжировке цветов

· Верования, ценности, ментальные модели, которые мы используем, не задумываясь о них

o Поведение интеллигентного человека

o Стремление выявить причинно-следственные связи

o Стремление выявить, кто прав, кто виноват

Неявное групповое знание

· Корпоративная культура

· Коллективные навыки совместных действий

Неявное групповое знание определяет устойчивые модели коллективных реакций и внутренних взаимодействий

 




Билет 26

Цель управления знаниями – использовать потенциал сотрудников организации и увеличить его, дав новые знания работникам, для повышения производительности труда.

  Примеры:   1) Формирование условий для использования имеющихся знаний. 2) Обучение сотрудников с целью повышения их квалификации, производительности и эффективности их труда. 3) Повышение результативности управленческих решений на основе использования новых знаний, а также применения неявных знаний. 4) Передача и формализация накопленных знаний внутри организации между ее сотрудниками.

К процессу "управления знаниями" имеют отношение такие популярные концепции современного менеджмента, как

· Интеллектуальный капитал

· Обучающаяся организация

· Применение информационных технологий

· Бенчмаркинг, использование передового опыта

· Формирование команд и групповая работа

Главная цель оценки интеллектуального капитала – обеспечение устойчивого развития организации.

Охрана произведенных знаний посредством средств защиты объектов интеллектуальной собственности (патенты, лицензии, коммерческие секреты и т.д.), а также путем соответствующих мероприятий по стимулированию персонала - носителей неявных знаний.

 



Билет 27

- характеристики современного мира,

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменение мировом общественном развитии Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом твом, так и перед людьми, работающими в организации В управлении экономикой необходимо учитывать следующие глобальные тенденцииї:

значительный рост численности населения в мире, а марнотравне использование природных ресурсов приводит к разрушению окружающей среды, экосистем, потери биологического разнообразия и генетических ресу урсив

увеличение потребления природных ресурсов и их малоэффективно и нерациональное использование приводит к тому, что их обновления не поспевает при этом восстанавливаться;

нерациональное использование ресурсов сопровождается загрязнением атмосферы, воды и почвы такими соединениями, которые разлагаются в течение длительного времени, а самой сложной и самой опасной пробл леммой являются изменения климат.

 

- изменения в менеджменте,

В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории.

В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.

- новые виды менеджмента,

1. Культура организацииявляется важным фактором прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации. Очень часто она является составляющим фактором успеха, эффективности деятельности и выживаемости некоммерческой организации. Составляющие компоненты культуры организации:нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. 2. Стратегическое управлениеи стратегическое планированиенаходят свое употребление во все большем количестве управленческих ситуаций. Бизнес-планирование – олицетворение идей и методов стратегического планирования, доведенных в отдельных случаях до нормативно закрепленных процедур. В региональных, национальных и международных программах используются идеи и подходы теории стратегического планирования. Чаще всего это применяется в целевом управлении, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех заинтересованных лиц, процедуру оценки эффективности и результативности. 3. Распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации.Очень часто маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). А в деятельности многих некоммерческих организаций используются элементы бизнес-планирования. В целом, многие методы управления культурой организации, используемые в коммерческих организациях, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях. 4. Развитие специальных видов менеджмента.С 90-х годов XIX в. наблюдается тенденция развития следующих видов менеджмента: муниципального менеджмента, риск-менеджмента, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента, реинжиниринга бизнеса, антикризисного управления и пр. Особенность:все специальные виды менеджмента носят прикладной характер, и их развитие опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.

 - что важно в настоящее время в менеджменте.

В настоящее время в системах управления всё большую важность приобретают особенности в изменениях внешней среды и вопросы взаимодействия с ней, а также инновации в деятельности отдельных предприятий и в их ориентации в постоянно меняющихся условиях. Поиск решений связанных с этими процессами проблем послужил толчком для появления и развития новых концепций менеджмента, которые направлены на обеспечение более эффективного функционирования организаций в современном мире.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: