1) Характер взаимодействия:
• Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
• Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.
2) Способ организации и регуляции действий:
• Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
• Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.
|
|
3) Принадлежность индивидов к группе:
• Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
• Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
• Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
• малый количественный состав (2-30 человек);
• межличностные отношения и близость индивидов;
• длительное время существования;
• наличие общих целей и задач;
• наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
• высокий уровень информативности каждого члена;
• наличие лидера;
• разделение социальных ролей;
• эмоциональное общение индивидов;
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений. Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением. Общество – самая большая социальная группа.В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности. Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
|
|
• общность личностных и общественных интересов;
• общность задач, целей и ценностей.
Функции коллектива:
• предметная – достижение поставленных задач;
• социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги. Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
• Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
• Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.
Отличительные черты малой социальной группы.
Отличительными чертами малой социальной группы от остальных являются следующие:
• Соприсутствие каждого члена как в пространственном, так и во временном эквивалентах. Это дает возможности вступить в личные контакты, создать межличностные отношения, что укрепляет связи;
• Наличие единой, осознанной цели, к которой каждый член стремится, осуществляя какую-либо деятельность;
• В группе есть руководящее начало. Это человек, который или выбран членами группы, или определяется как неформальный лидер, который предлагает основные варианты развития событий и решения актуальных проблем, которые выделяются в процессе деятельности груп
У членов малой группы общая деятельность; они общаются лично; имеют эмоциональные отношения; в их группе работают нормы и процессы; члены осознают принадлежность к конкретно этой социальной группе
Характерными чертами малой социальной группы являются:
– малочисленный состав;
– пространственная близость ее членов;
– длительность существования;
– общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
– добровольность вступления в группу;
– неформальный контроль за поведением членов.