Проблема психологической готовности к школе

Билет 8

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

К концу раннего возраста ребенок и взрослый все более отдаляются друг от друга, повышается самостоятельность ребенка, усиливается стремление к отделению от взрослого, выделению себя как субъекта. К началу дошкольного возраста ситуация совместной деятельности распадается. Возникновение центрального новообразованиясистемы «Я» - свидетельствующего об окончательном выделении себя из окружающей действительности, создает предпосылки для появления новой социальной ситуации развития, где ребенок стремится к реализации себя как самостоятельного субъекта в мире взрослых. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве - «ребенок - взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый - это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.

В дошкольном возрасте сохраняется стремление жить вместе со взрослым, но теперь это не совместная жизнь, а жизнь ребенка в жизни взрослых. Социальная ситуация развития также содержит в себе противоречие. С одной стороны, ребенок – член общества, основная его потребность заключается в том, чтобы жить вместе с окружающими людьми. В то же время в современных исторических условиях и в силу физических возможностей ребенок не имеет возможности принять полноценное участие в жизни взрослых. Идеальной формой реализации стремления ребенка взаимодействовать с реальным социальным миром становится ролевая игра. Она позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели.

В первой половине дошкольного возраста (3 - 5 лет появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым, для неё характерно стремление ребенка к уважению взрослого. К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста - внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей.

Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один - идеальный взрослый. Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка - его отношения со сверстниками.

Социальная ситуация развития является исходным моментом для всех изменений, происходящих в течение данного периода. В результате развития к концу возрастного периода возникают новообразования, приводящие к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяющие всю синему отношений его к действительности и самому себе. Ребенок становится совершенно иным, нежели был в начале возраста: он начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, иначе смотрит на мир и с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Это обусловливает изменение социальной ситуации развития. Таким образом, возникнув в определенной социальной ситуации развития, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают, подготавливая тем самым появление новой социальной ситуации развития.

 

 

Билет 12.

Проблема психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Обычно выделяют 2 аспекта психологической готовностиличностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Личностная готовность. Должна сформироваться внутренняя позиция школьника – стремление к новой школьной жизни, на появление которой зависит отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее, переход от внешних атрибутов(красивые портфели, пеналы) к потребности новых впечатлений, желание приобрести новых друзей, и лишь затем желание учиться, узнавать что-то новое, получать похвалу за отметки. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативное личностное общение (по М.И. Лисиной), т.е. взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Учебная деятельность по своей сути коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать друг с другом, выполняя совместные учебные действия. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышена или недифференцированная. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех», нельзя говорить о личностной готовности. О личностной готовности к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, определяющие позицию школьника, и особые экспериментальные приемы. Важно определение какой мотив преобладает у ребенка – познавательный (сказка) или игровой (игра), также определение сформированность произвольности (насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, а также способность самостоятельно выполнять задание). Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Проблемы психологической готовности При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо компонента психологической готовности. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, перебивая, не поднимая руки, делятся своими впечатлениями и чувствами с учителем. Имея завышенную самооценку, они обижаются на учителя. Мотивационная незрелость часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность в учебной деятельности. Преобладающая интеллектуальнаянеготовность приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя, и следовательно к низким оценкам. Это в свою очередь сказывается на мотивации – то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Например, вербализм – при хорошем развитии речи, памяти неразвиты восприятие и мышление. Их считают вундеркиндами. Преобладает общение со взрослыми и в то же время дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество со взрослыми и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу и т.д. Психологическая готовность к школе – целостное образование, отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажении в развитии других. Нарушения в личностном развитии: тревожность, демонстративность, «уход от реальности». Тревожность возникает при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей – обилии замечаний, упреков, и т.п. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Демонстративность связана с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих, может возникнуть негативистическая демонстративность – когда внимание достигается нарушениями поведения, агрессией. Уход от реальнссти – когда демонстративность сочетается с тревожностью, т.е. потребность во внимании не может реализоваться из-за тревожности, эти дети малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, тихо сидят на уроке и «витают в облаках», фантазируют, выпадая из учебного процесса. Таким образом, психологическая готовность к школе – целостное образование, предполагающее высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других.

Билет 22

Период взрослости является самым большим из всех периодов жизни человека. Он начинается в 20–25 лет и заканчивается в 60–65 лет, а это более сорока лет жизни.

Этапы периода взрослости:

1)ранняя взрослость;

2) средняя взрослость.

Некоторые специалисты выделяют три или четыре периода. Их начало (возраст) варьируется у каждого автора.

Зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности.

Происходит его становление в профессиональном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя.

Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями.

Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.

Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная).

Мышление отличается гибкостью и подвижностью процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.

В эмоциональной сфере также присутствуют свои особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознанно подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.

Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются.

Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности я-концепции. Человек реально оценивает себя как личность, самооценка становится обобщенной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: