Том IV, ч. 1, гл. XIII

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.

Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.

Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.

Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.

Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром и вечером он, ложась, говорил: «Положи, Господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.

Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское, и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.

– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.

Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (все одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушай такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.

Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.

Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

 

Задание 55. Выполните тест по творчеству Л.Н. Толстого и произведению «Война и мир».

1. Отметьте вариант, в котором указано название первого опубликованного произведения Л.Н. Толстого.

А) «Севастопольские рассказы»   В) «Детство»

Б) «Воскресение»                           Г) «Утро помещика»

2. Соотнесите названия произведений и их жанр.

1) «Отрочество» А) повесть
2) «Война и мир» Б) роман
3) «Анна Каренина» В) роман-эпопея
4) «Севастополь в мае» Г) рассказ

3. Когда был написан роман «Война и мир»?

А) 1861-1870                      В) 1863-1869

Б) 1862-1868                       Г) 1864-1872

4. К какому литературному направлению относится роман «Война и мир»?

А) Реализм                     В) Сентиментализм

Б) Романтизм                 Г) Классицизм

5. В каком литературном жанре написано произведение «Война и мир»?

А) Роман-воспитание         В) Роман эпопея

Б) Психологический роман Г) Социальный роман

6. Какой основной прием романа война и мир?

А) Антитеза                    В) Иносказание

Б) Поток сознания              Г) Аллюзия (отсылка)

7. Как построена композиция романа «Война и мир»?

А) Авторское вступление, четыре тома и эпилог

Б) Авторское вступление и пять томов

В) Авторское вступление и четыре тома

Г) Четыре тома и эпилог

8. Выберите основную идею романа «Война и мир»:

А) Идея неотвратимости войны

Б) Идея мира как основы бытия

В) Идея народной мысли

Г) Идея сверхчеловека

9. Выберите центральную тему произведения «война и мир»:

А) Тема противостояния войны и мира

Б) Тема любви и ненависти

В) Тема личного достижения счастья

Г) Тема становления сверхличности

10. Расположите эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир» в нужной последовательности.

А) бой под Аустерлицем

Б) именины Наташи Ростовой

В) венчание Пьера и Элен

Г) раздумья князя Андрея по пути в Отрадное

11. Кого из героев романа описывает данная цитата: «массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках»?

А) Ипполита Курагина                  В) Федора Долохова

Б) Пьера Безухова              Г) Анатоля Курагина

12. Кого из героев романа описывает данная цитата: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»?

А) Соню Ростову                В) Наташу Ростову

Б) Элен Курагину               Г) Марью Болконскую

13. Почему Андрей Болконский решил уйти служить в действующую армию?

А) Андрея влекла воинская слава

Б) В армии хорошо платили, и он хотел помочь семье деньгами

В) Андрей бежал от уголовного преследования

Г) Он шел на войну, чтобы отвлечься от безответной любви

14. Что Марья Болконская дала Андрею, когда мужчина уезжал на войну?

А) Деревянные дубовые четки

Б) Маленький портрет Лизы

В) Старинный образок спасителя с черным ликом

Г) Старинный перстень с гербом Болконских

15. О ком из героев идет речь в данной цитате: «Он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон ‑ его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками.»

А) О Николае Ростове        В) О Пьере Безухове

Б) Об Андрее Болконском Г) О Василии Денисове

16. О ком из героев романа идет речь в цитате: Он «шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене».

А) Кутузов              В) Багратион

Б) Болконский         Г) Тушин

17. Встреча с кем на станции в Торжке перевернула всю жизнь и мировоззрение Пьера?

А) Масоном Баздеевым

Б) Наполеоном, переодетым в русского солдата

В) Багратионом

Г) Священником Покровского монастыря

18. О ком из героев идет речь в цитате: «Он презирал в войне знание и ум и знал что-то другое, что должно было решить дело».

А) Об Андрее Болконском В) О Денисове

Б) О Багратионе                        Г) О Кутузове

19. Каким образом Болконский получил ранение во время Бородинского сражения?

А) В рукопашной схватке с французом

Б) Рядом с Болконским взорвался снаряд

В) Андрей не успел перебежать от одной батареи к другой и попал под обстрел французов

Г) По фатальной случайности Болконский ранил сам себя

20. При каких обстоятельствах Наташа и Андрей встретились после Бородинского сражения?

А) Болконский оказался среди раненых, которых Ростовы на подводах взяли с собой, уезжая из Москвы;

Б) Андрей и Наташа встретились в госпитале, когда девушка делала перевязки солдатам;

В) Раненый Болконский находился в доме у Пьера и Наташа, узнав об этом, сама приехала к нему;

Г) Ростовы, уезжая из Москвы, остановились на том же постоялом дворе, что и Андрей.

21. Кем, по мнению автора, была на самом деле сожжена Москва?

А) Растопчиным и его людьми

Б) Мародерами

В) Жителями, которые бросили город

Г) Русскими солдатами

22. Кто из героев романа является человеком, олицетворяющим все истинно русское?

А) Кутузов              В) Тихон Щербатый

Б) Капитан Тушин  Г) Платон Каратаев

23. Кто из героев единственный считал, что русские победили в сражении под Бородино и видел истинный смысл Бородинской битвы?

А) Кутузов              В) Багратион

Б) Александр I        Г) Болконский

24. О ком из героев идет речь в цитате: «он был подобен ребенку, который, воображает, что он правит».

А) Кутузов              В) Наполеон

Б) Александр I        Г) Мюрат

25. Кто, по мнению Толстого, является основной движущей силой исторических событий?

А) Главнокомандующие армии

Б) Человеческие массы, народ

В) Император и чиновники

Г) Дипломаты

26. Выберите кульминационный эпизод «Войны и мира»:

А) Смерть Андрея Болконского

Б) Пожар Москвы

В) Битва под Аустерлицем

Г) Бородинское сражение

 

ЧЕХОВ Антон Павлович (1860 ‑ 1904) ‑ русский писатель, драматург, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.

Задание 56. Проанализируйте учебную литературу и Интернет-ресурсы по теме «Творчество А.П. Чехова». Подготовьте десять вопросов для интервью с писателем и возможные ответы на них.

& Для справки:

ИНТЕРВЬЮ́ (англ. interview) ‑ разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Интервью ‑ самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира.

 

Задание 57. Литературный критик С. Заманский, изучавший подтекст в творчестве А. П. Чехова, пришел к такому выводу: «Чеховский подтекст отражает скрытую, подспудную, дополнительную энергию человека. Часто эта энергия ещё не настолько определилась, чтобы вырваться наружу, проявить себя непосредственно, прямо... Но всегда, во всех случаях «невидимая» энергия героя неотделима от тех его конкретных и совершенно точных действий, которые и дают возможность ощущать эти подспудные силы... И читается чеховский подтекст хорошо, свободно, не по произволу интуиции, а на основе логики действия героя и учёта всех сопутствующих обстоятельств».

В произведениях Чехова ничего не говорится прямо, в этом и смысл подтекста. Чтобы понять сущность персонажа, нужно обратить внимание на его реплики, поступки, жесты.

Заполните таблицу о героях пьесы «Вишневый сад» недостающими данными, проанализировав приведенные о них факты:

Герои Факты о них Выводы об их личности

Раневская

Жалеет верного слугу Фирса и радуется, что он «еще жив», запросто целует при встрече после долгой разлуки горничную Дуняшу.  
В то время как её домашней прислуге, по словам Вари, «есть нечего», Раневская едет в город завтракать в ресторан, а пьяному бродяге, просящему «копеек тридцать», дает пять рублей.  
На пять лет оставляет свою единственную двенадцатилетнюю дочь Аню, уезжает в Париж к молодому содержанту.  

Гаев

Рассказывает своей сестре новости о смерти бывших слуг и в то же время вынимает из кармана коробку с леденцами и ест.  
Не может сам как следует ни одеться, ни раздеться.  
Входя на сцену, Гаев «руками и туловищем делает движения, как будто играет на биллиарде».  

Фирс

После отмены крепостного права остался при господах.  
Финальная сцена. Все уехали, оставив Фирса запертым в доме. Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали... (Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал... (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел... Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего, понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотёпа!.. (Лежит неподвижно.)  

Яша

Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, лакей пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».  
Наедине с Фирсом говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».  

Лопахин

Он встает «в пятом часу утра» и работает «с утра до вечера».  
Не признает красоты вишнёвого сада, не приносящего дохода, но он с восхищением вспоминает цветение мака («что это была за красота!»), на котором он заработал сорок тысяч.  
Влюблен в Раневскую, но уничтожает последнее, что у нее есть, ради собственной выгоды.  

Петр

Призывает всех к труду и работе на общее благо.  
Ему 27 лет, но он все еще студент.  

Аня

Ее любят все окружающие.  
Уверена, что они смогут построить дом и посадить сад, и они будут еще лучше прежних.  

 

Задание 58. Чехов очень долго и мучительно работал над последней своей пьесой, отделывая каждое слово и пытаясь преодолеть всякую театральность. На вопрос М. Горького: «Что – кончили «Вишнёвый сад»?» – Чехов в письме ответил: «Пьесу я кончил, но переписываю её очень долго». Все свои черновики автор сжёг.

17 января 1904 года на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Станиславский в письме к Чехову писал: «Пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия…»

При постановке пьесы Станиславский старался продумать каждую деталь облика персонажей, тщательно подбирал актеров для исполнения ролей.

Представьте, что Вы – режиссер-постановщик пьесы «Вишневый сад». Выберите 3-х героев пьесы, продумайте детали его внешнего облика:

  • элементы костюма
  • аксессуары
  • рост
  • цвет волос
  • черты лица
  • походка
  • макияж
  • другое

Задание 59. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника», письменно выполните задания по тексту:

1. Найдите сюжетные элементы в рассказе.

2. Определите тип композиции.

3. Найдите черты анекдота и притчи в рассказе.

4. Можно ли назвать фамилии героев говорящими?

СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут же пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

«Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

– Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

– Ничего, ничего...

– Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

– Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

– Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите... Я ведь... не то чтобы...

– Ах, полноте... Я уже забыл, а вы все о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, – подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

– А все-таки ты сходи, извинись, – сказала она. – Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

– То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

– Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, – начал докладывать экзекутор, – я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

– Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю.

«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

– Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

– Да вы просто смеетесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью.

«Какие же тут насмешки? – подумал Червяков. – Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

– Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, – забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, – не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

– Пошел вон!!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

– Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

– Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами.

В животе Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.

1883

 

Задание 59. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», письменно ответьте на вопросы:

1. О чём говорят реплики толстого и тонкого в начале рассказа? Можно ли говорить о нравственном неравенстве «толстого» и «тонкого» во время учёбы в гимназии? Обоснуйте свой ответ.

2. Что изменилось в речи толстого и тонкого к концу рассказа?

3. Почему Чехов подчёркивает социальное неравенство людей, ставших чиновниками?

4. Почему «тонкий» представляет свою семью «толстому» дважды? Что толкает «тонкого» к лицемерию?

5. К кому из героев больше подходит характеристика «человек», а к кому ‑ «чиновник»? Прокомментируйте свою позицию.

6. Каковы жизненные цели и устремления «толстого» и «тонкого»?

7. Каково авторское отношение к героям рассказа? Почему автор не сочувствует «тонкому», его бедности?

8. Над чем смеётся Чехов в рассказе?

9. Докажите, что речь героев и художественные детали являются источниками юмора.

10. Можно ли утверждать, что тонкий в конце рассказа изображён с иронией? Обоснуйте свой ответ.

11. Комичны ли характеры героев рассказа или они попадают в комическую ситуацию? Докажите свои мысли текстом.

 

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком – его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом ‑ его сын.

– Порфирий! ‑ воскликнул толстый, увидев тонкого. ‑ Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

– Батюшки! ‑ изумился тонкий. ‑ Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.

– Милый мой! ‑ начал тонкий после лобызания. ‑ Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

Нафанаил немного подумал и снял шапку.

– В гимназии вместе учились! ‑ продолжал тонкий. ‑ Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.

– Ну, как живешь, друг? ‑ спросил толстый, восторженно глядя на друга.– Служишь где? Дослужился?

– Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?

– Нет, милый мой, поднимай повыше,– сказал толстый.– Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...

– Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

– Ну, полно! ‑ поморщился толстый. ‑ Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства ‑ и к чему тут это чинопочитание!

– Помилуйте... Что вы-с... ‑ захихикал тонкий, еще более съеживаясь. ‑ Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Задание 60. Прочитайте абсурдистские миниатюры из цикла «Случаи» Даниила Хармса, написанные в 1933-1939 годах. Сравните стиль Хармса и стиль Чехова. Какие сходства и различия вы можете выделить?

СЛУЧАИ

Голубая тетрадь N 10

Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было. Ничего не было!

Так что непонятно, о ком идёт речь. Уж лучше мы о нём не будем больше говорить.

Случаи

Однажды Орлов объелся толчёным горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер.

А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла.

А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам.

А Михайлов перестал причёсываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом и сошёл с ума. А Перехрёстов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. Хорошие люди и не умеют поставить себя на твёрдую ногу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: