Факторы, влияющие на внешнюю политику РФ и ее особенности:
— Смена парадигм в мировой политике, обусловленная окончанием «холодной войны».
— Переход от биполярной системы международных отношений к многополярной
— Концепция внешней политики 2000г.
— Россия великая евразийская держава, которая несет ответственность за поддержание мировой безопасности.
Цели внешней политики РФ:
— Сохранение ведущей роли России в международных делах.
— Строительство многополярного мира.
— Интеграция в Европу.
— Взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами
Основные направления внешней политики России
Россия и Запад
Западное направление остается наиболее проблемным для России. Основными итогами 2017 г. здесь можно считать:
— Нарастание санкционного давления на Россию, расширение числа поводов для санкций, а также номенклатуры санкционных мер.
— Скандалы с «вмешательством» в выборы в США, превращение цифровой среды в зону повышенного риска в российско-американских отношениях,
рост «токсичности» цифровой проблематики в отношениях с ЕС.
— Информационная война, дискриминация СМИ, поляризация информационного дискурса.
|
|
— Стагнация в реализации Минских соглашений.
— Демонстрации силы и наращивание потенциалов в зонах соприкосновения России и НАТО.
— Отсутствие прорывов по общим вызовам и угрозам, рост негативного влияния проблемных факторов на направлении совпадающих интересов – Украина, цифровая сфера и др.
Вызовы и угрозы
1. Антироссийская информационная кампания, связанная с президентскими выборами, попытки размывания легитимности российской политической системы.
2. «Расползание» санкционного режима, экстерриториальное использование санкций США против России и ее зарубежных партнеров, рост стоимости риска российских инвестиционных проектов.
3. Сворачивание сотрудничества России и США по оставшимся направлениям – авиационная промышленность, космос и др.
4. Эрозия режимов контроля вооружений.
5. Деградация отношений с ЕС, перестройка политики ЕС под американский курс.
6. Обострение противоречий по цифровой и информационной безопасности, рост уязвимости к провокациям и преступлениям в цифровой среде.
7. Наращивание взаимных мер сдерживания со стороны России и НАТО.
Возможности
1. Формирование «разноскоростного» режима санкций США и ЕС в отношении России. Возможность выхода в сжатые сроки на конструктивный диалог с ЕС при подвижках по украинскому вопросу.
2. Возможность продвижения Минского процесса, выполнения требований о прекращении огня и разведении враждующих сторон в ходе миротворческой миссии ООН на линии разграничения.
|
|
3. Возможность диалога по безопасности в цифровой среде, деэскалация и повышение взаимной предсказуемости в киберпространстве, сегментация киберпроблематики на отдельные «корзины», предметное обсуждение конкретных вопросов, «дескандализация» проблемы.
4. Возможность диалога с ЕС в рамках «выборочного сотрудничества». Наполнение понятия «выборочное сотрудничество» конкретным смыслом и проектными предложениями, постепенное расширение его проблематики.
5. Возможность продвижения во взаимодействии ЕС и ЕАЭС по мере развития евразийской экономической интеграции.
Основные задачи внешней политики на западном направлении
1. Стабилизация отношений с США («управление противостоянием») и развитие отношений с ЕС.
2. Восстановление диалога на различных уровнях и в различных форматах, постепенная разморозка сотрудничества, поиск альтернативных путей взаимодействия.
3. Недопущение эскалации напряженности, взаимное снижение уровня враждебной риторики.
4. Диалог по общим вызовам и угрозам, недопущение сворачивания сотрудничества по взаимовыгодным направлениям
5. Сохранение и развитие потенциала сдерживания, необходимого на случай эскалации угроз безопасности со стороны Запада.
Россия и Ближневосточный регион
Ближневосточный регион для России и ее союзников является источником
угроз, связанных с распространением идеологии радикального исламизма.
Одновременно в регионе Россия закрепляет за собой место ответственной
глобальной державы, содействующей решению общих проблем в области
безопасности.
В числе основных итогов 2017 г.:
— Освобождение при непосредственном участии России значительной территории Сирии от ИГ, создание условий для мирного процесса и восстановления Сирии.
— Договоренности о зонах деэскалации, недопущение столкновения России и США в Сирии, продвижение Астанинского процесса.
— Нормализация отношений с Турцией.
— Развитие отношений с Саудовской Аравией, координация взаимодействия на рынке нефти.
— Сохранение статус-кво по иранской ядерной программе.
Вызовы и угрозы
1. Срыв мирного процесса или его стагнация из-за противоречий внутри Сирии и между внешними игроками (российско-американские противоречия, позиция Турции по курдскому вопросу, проблема влияния Ирана в регионе).
2. Сохранение террористической угрозы.
3. Возвращение в Россию и в страны постсоветского пространства боевиков ИГ. Активизация террористического подполья на Северном Кавказе и в Центральной Азии.
4. Обострение ситуации как итог укрепления ИГ в Афганистане.
5. Ухудшение ситуации в Йемене.
6. Попытки военного решения ливийского кризиса.
7. Угрозы выхода США из иранской сделки по ядерному оружию.
Возможности
1. Окончательный разгром ИГ.
2. Ведущая роль России в сирийском урегулировании, организация Конгресса национального диалога Сирии, продвижение Женевского процесса.
3. Запуск восстановления Сирии в партнерстве с ведущими международными организациями и объединениями.
4. Развитие ВТС и торгово-экономического сотрудничества с Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, другими партнерами.
5. Диалог с Ираном, сохранение статус-кво по иранской ядерной программе.