Игра 4.1. Строители дорог

 

Материал. Таблицы с правилами построения дорог, логические блоки.

Содержание

I

Перед детьми — схема (рис. 12А), на полу — блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе Фигур.

Правила построения дорожек изображены на схеме. Стрелки показывают по­следовательность цветов блоков.

Педагог вместе с детьми: разбирают правило (за красным блоком — желтый, за желтым — синий, за синим — снова красный); определяют, с какого блока начнут дорожку, и строят ее.

Блоки выкладывают по очереди. Каждый ребенок подходит к блокам, выбирает нужный и прикладывает его к дорожке. Тот, кто замечает ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее.

При повторении упражнения дети строят дорожки по новым правилам, пред­ставленным на других схемах (см. рис. 12, БЕ).

Упражнение можно организовать по-разному: все дети строят одну дорожку; участники разбиваются на пары, и каждая пара строит свою дорожку; каждый ре­бенок строит отдельную дорожку.

В игре в парах можно ввести правило: кто допускает ошибку, тот оставляет себе фигуру как штрафную. Выигрывает тот, у кого меньше набирается штрафных фигур.

Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом придумывают свои правила. Педагог постоянно меняет игровые задачи (построить мост через реку, со­брать бусы, проложить тропинку через дремучий лес и т. д.).

II

Для выкладывания дорожек используются правила, которые требуют ориенти­ровки на два свойства блоков (рис. 13).

С целью поддержания интереса детей педагог предлагает различные игровые и практические задачи: построить дорожку из дворца Снежной Королевы, чтобы по­мочь убежать Каю и Герде; разложить в коробке конфеты; навести порядок в шкафу человека Рассеянного с улицы Бассейной.

Сначала правила предлагает взрослый, затем их составляют сами дети.

Ill

Дети строят дорожки (цепочки) по правилам, которые требуют учета трех свойств (рис. 4).

Педагог побуждает детей к самостоятельному составлению новых правил, игро­вых задач; поощряет проявления активности и творчества.

 

 

Игра 4.2. Вырастим дерево.

Материал. Логические блоки или логические фигуры, схемы с правилами дей­ствий, счетные палочки (карандаши или фломастеры).

Содержание

I

Педагог рассказывает детям историю том, как он попал в страну умников и умниц и увидел необычные деревья. Умники и умницы выращивают их по опреде­ленным правилам. Взрослый предлагает каждому ребенку вырастить волшебное дерево с помощью логических блоков и палочек. Правила выращивания деревьев указаны на схемах.

Педагог показывает схему с правилом (рис. 15А), уточняет:

-  на какое свойство блоков нужно обращать внимание, чтобы вырастить дере­во (на форму);

-  с какого блока нужно начинать растить дерево (с прямоугольника, так как все стрелки от него отходят);

-  сколько у дерева будет веток (две, потому что от прямоугольника отходят две стрелки);

- какой блок будет последним на каждой ветке (круг, потому что от него не от­ходят стрелки).

 

Затем дети с помощью блоков (логических фигур) и палочек выкладывают дере­во в соответствии с правилом. Деревья должны получиться приблизительно таки­ми, как на рис. 15Б. Однако у каждого ребенка будет свое дерево, отличающееся от других цветом, размером и толщиной фигур.

В следующих играх используются новые правила выращивания деревьев (рис. 15 В, Г).

II

 

Дети выращивают деревья по правилам, требующим учета двух признаков: фор­мы и размера, цвета и размера, формы и цвета (рис. 16).

Сначала каждый ребенок выращивает свое дерево, затем дерево выкладывают одновременно несколько человек. При этом:

- дети по очереди выкладывают свои блоки;

- тот, кто допускает ошибку, оставляет блок себе;

- выигрывает тот, кто набрал меньше штрафных блоков.

Сначала дети выращивают деревья по установленным правилам, а затем — по самостоятельно составленным. Педагог поощряет совместное построение нового дерева несколькими детьми.

III

При составлении деревьев используются правила, которые требуют учета сразу трех признаков (рис. 27).

Деревья выкладывают как индивидуально, так и совместно.

Взрослый поощряет проявление детьми желания изменить правило, предложе­ние детьми своих вариантов правил.

 

Игра 4.3. Фантазеры.

Материал. Логические блоки или логические фигуры; схемы с правилами дей­ствий.

Игры «Фантазеры» следует проводить после игр «Вырастим дерево».

Эти игры организуются похожим образом, но требуют проявления творческого мышления, смекалки, сообразительности, находчивости. По правилам игры оче­редной блок можно приложить к любой стороне ранее выложенного блока. Вре­зультате у детей получаются разные, непохожие друг на друга силуэты. При этом педагог всячески стимулирует творческие проявления и нацеливает детей на созда­ние необычных фигур, в корне отличающихся от других.

Сначала дети пользуются готовыми правилами, а потом и сами составляют их.

Содержание

I

Педагог рассказывает о том, что в городе логических блоков будет карнавал необычных конструкций, и предлагает детям создать их из блоков. Правила по­строения конструкций отображены на схемах, аналогичных тем, что представлены на рис. 15. Педагог уточняет: новый блок можно приложить к ранее положенному с любой стороны. Затем каждый ребенок строит свою конструкцию.

В результате у детей могут получиться самые разные комбинации (силуэты) из блоков (рис. 18).

По окончании работы дети сравнивают силуэты, определяют, на что или на кого они похожи.

Сначала дети пользуются готовыми правилами, потом сами составляют их. Вос­питатель каждый раз поощряет проявления самостоятельности и творчества при составлении правил, фигур.

II

Дети создают конструкции по правилам, которые требуют учета сразу двух свойств, например формы и цвета, формы и размера, цвета и размера (см. рис. 16).

III

При составлении конструкций используются правила, которые требуют учета сразу трех свойств (см. рис. 17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: