Искусство речи и публичного выступления на примере доклада и презентации.
Речь и доклад
Риторика
Риторика (rhetos — сказанное) — учение, искусство, способ представления сказанного.
Литературная риторика — письменная форма коммуникации. Прикладная риторика анализирует особенности выступающего (ритора)и его поведение.
Искусство речи зависит от следующих факторов:
— личности докладчика, того как он держится;
— вербального и невербального способа передачи сообщения;
— содержания и структуры сообщения.
Личность и поведение выступающего связаны с его психологическими качествами:
— самовосприятием, выражающим уверенность в себе, довериек себе, соответствующим поведением;
— эмоциональной выразительностью, способностью управлятьэмоциями и при необходимости их демонстрировать;
— способностью к содержательной оценке слушателей и их точекзрения;
— способностью к идентификации с предметом и содержаниемвыступления.
Обращается внимание на следующее:
1. Визуальный образ — одежда, телодвижения, мимика, жесты, визуальный контакт с аудиторией.
|
|
Жестикуляция отражает эмоции, формирует связь со слушателями, является способом снятия стресса. Мимика передает внутренниечувства выступающего. В то же время гримасы воспринимаются каксамозащита и снижают убедительность выступления. Визуальныйконтакт с аудиторией — прямой взгляд подчеркивает значение сказанного, способствует установлению доверия.
2. Акустический образ — дыхание, артикуляция, произношение,интонация, модуляция, темп речи, паузы, грамотность речи.
Артикуляция — техническая способность выступающего к акустически и фонетически соответствующему выговариванию согласных,гласных и слогов.
Интонация — мелодизм речи, различное озвучивание важных и менее важных слов в одном предложении. Темп речи:высокий темп речи перенапрягает слушателей, низкий — недогружает.Паузы выступающему нужны для визуального контакта, оценки оптимальности темпа речи, чтобы перевести дыхание, а слушателям —для того, чтобы переработать сказанное, настроиться на дальнейшеевосприятие.
Техника доклада и презентации
Основное отличие доклада и презентации в том, что целью доклада является информирование, а целью презентации — убеждение.
Успешность доклада базируется на трех моментах:
— продуманное построение доклада;
— наглядное визуальное представление содержания;
— профессиональное поведение докладчика, зависящее от соблюдения основных правил риторики.
При подготовке доклада следует уделять внимание следующему:
— тема и цель доклада, целевая аудитория;
|
|
— структурирование и наглядность доклада;
— организация и проведение доклада.
При проведении выступления, доклада или презентации особоважное значение имеет первая минута выступления. Она может оказаться решающей для расположения аудитории и восприятия ею вашеговыступления.
Для того чтобы с самого начала выступления иметь возможностьрасположить к себе аудиторию, необходимо:
— иметь наготове материал выступления (текст, блокнот, слайды, диски и т. д.);
— динамично встать и пройти к месту доклада;
— при формальной обстановке провести церемонию приветствия(с дружеским выражением лица приветствие в сторону слушателей);
— разместить всё необходимое в нужном порядке (бумага, указка, часы и т. д.);
— проверить готовность оборудования, если раньше это былоневозможно сделать;
— включить оборудование, при этом первый кадр настроен,но на большой экран для аудитории не выведен;
— при первой встрече установить визуальный контакт с аудиторией (слегка ее осмотреть);
— приветствовать аудиторию;
— представиться;
— выступить (в неформальной обстановке — начать с оглашениявопроса повестки, в формальной обстановке — начать с введения, озвучивания темы);
— продемонстрировать иллюстрации.
Рекомендации выступающему:
— не сбивайтесь из-за опоздавших; реагируйте только на вопросы по теме доклада, остальные откладывайте на потом;
— указку используйте для работы, а не для игры;
— посторонние разговоры прерывайте через визуальный контакт,а затем путем направленных вопросов;
— в случае неполадки оборудования или от него отказаться, илисделать небольшой перерыв для его настройки;
— не находиться в поле изображения на экране;
— быть лицом к публике;
— подчеркивать наиболее важное указкой;
— не использовать слишком много плакатов (кадров), избегатьсуеты, хаоса;
— в заключение перечислить основные моменты выступления,дать прогноз развития ситуации; призыв.
Завершением выступления может быть:
— обобщение;
— призыв;
— переход к дискуссии;
— стимулирование аудитории к вопросам (меня часто спрашивают …);
— резюме (дискуссия выявила ряд интересных моментов …);
— финал (большое спасибо за …; на этом тема завершена и мы переходим к …).
Источник: Деловое общение: учебное пособие / Е. В. Деревянкин. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 48 с.
Дополнительные материалы:
ОЦЕНКА АУДИТОРИИ и сбор информации. Подготовка темы доклада.
Поскольку речи произносятся перед определенной аудиторией, при подготовке речи вам нужно собрать
сведения о тех, перед кем вы будете выступать. Оценка аудитории — это изучение конкретной аудитории, которая будет слушать вашу речь. Такая оценка включает:
1) сбор основных демографических показателей для выяснения характера аудитории;
2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к вам и выбранной вами теме. Результаты этой оценки помогут вам отобрать подходящие примеры, организовать и представить вашу речь в форме, наиболее удобной для слушателей.
Оценка аудитории — изучение конкретной аудитории для подготовки речи.
Что нужно знать о слушателях
Сначала нужно собрать основные демографические данные и определить, в чем сходство большинства членов данной группы слушателей. Вам нужны
точные данные о возрасте, образовании, поле, роде занятий, доходе, культурных особенностях, месте жительства и социальной принадлежности.
Возраст
Требуются данные о среднем возрасте и возрастных параметрах аудитории.
Образование
Нужно располагать информацией о том, закончили ли слушатели среднюю школу, колледж или учатся в университете, институте или обладают разным
образовательным уровнем.
Пол
Вам нужно знать, состоит ли ваша аудитория преимущественно из мужчин, женщин или в ней сбалансировано количество лиц разного пола.
|
|
Род занятий
Вам нужно знать, где работают ваши слушатели, занимаются ли они в большинстве одним и тем же работают в больнице медсестрами, в банке, на заводе, учат детей или работают в торговле.
Доход
Узнайте, какие доходы у слушателей — высокие, низкие или средние.
Культурные особенности
Выясните, принадлежит ли аудитория к одной расе, религии и национальности.
Место жительства
Вам требуются данные о том, живут ли слушатели в одном штате, городе или районе.