Разбор выполнения куба и шара

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение     

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

Методическое пособие по теме

«Натюрморт из 2х предметов близких по тону»

 

 

                                                                                                  

 

 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                      Студентка

                                                                     4 курса

                                                                                      Группы 4Б

                                                                                      Клюй

                                                                                      Влада

                                                                                      Сергеевна

 

ВОРОНЕЖ 2020

 

 

Класс: 1

Тема урока: «Натюрморт из 2х предметов близких по тону»

Количество часов по теме: 6 часов.

Вид занятия: Рисунок с натуры.

Цели урока:

1.Выполнить первоначальное построение геометрических тел.

2.Сформировать у учащихся конкретное представление о геометрических телах; развить творческие способности и навыки в работе с простым карандашом.

 

Задачи урока:

Образовательные:

 и-сформировать умения и навыки владения графическим материалом;

-расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности;

-сформировать знания о композиционном решении изображения.

Развивающие:

-развитие умения анализировать форму предмета;

-развитие умения пространственного мышления;

-развитие глазомера.

Воспитательные:

-воспитать интерес к рисунку;

-воспитать культуру труда;

-воспитать внимательность, наблюдательность и усидчивость.

 

Оборудование:

Для учителя: разработки методического пособия, аналоги, работы предыдущих лет обучения, доска, постановка.

Для ученика: чертежная бумага формата А2, карандаши простые разной мягкости, ластик, кнопки.

 

 

Литература:

Электронный ресурс удаленного доступа:

1.Виды рисунка.[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://izokurs.ru/blog/vidy-risunkov/;

2.Перспектива в рисунке..[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://drawingpractice.ru/osnovy-risovaniya/linejnaya-perspektiva-v-risunke/;

3.Рисование шара..[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://arch-risunok.ru/osnovy-akademicheskogo-risunka/risovanie-shara;

4.Тон в рисунке..[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://art-exercises.ru/risunok/zhivopisniy_risunok/tone/.

 

Практическая часть:

 

1.Просмотр аналогичных работ по заданной теме;

2.Обьяснение перспективы и построения предметов в натюрморте;

3.Разбор видов штриховки;

4.Изучение тональных контрастов;

5.Разбор построение куба и шара;

6.Выполнение эскизов;

7.(1.ЭТАП) Компановка композиции в листе. Определение пропорций предметов по отношению к формату;

8.(2.ЭТАП) Построение шара и куба с определением теней и бликов;

9.(3.ЭТАП) Работы большими тональными отношениями;

10.(4.ЭТАП) Обобщение. Проработка деталей. Завершение.

 

Разбор выполнения куба и шара

1). Первый этап – композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Гипсовый куб и шар рисуется последовательно. Оба подсвечены направленным светом. Верхняя половина листа бумаги (формат А2) отводится для шара, а нижняя для куба.

Изображение куба компонуется вместе с падающей тенью по центру нижней половины листа. Масштаб выбирается такой, чтобы изображение не было ни слишком крупным но и не слишком мелким.

2). Второй этап – построение куба.

Необходимо определить расположение горизонтальной плоскости на которой стоит куб и горизонтальных граней относительно относительно уровня глаз, их ширину.

Как расположен куб – фронтально или под углом? Если фронтально, куб имеет 1 точку схода. НО чаще всего грани расположены относительно рисующего, под случайным углом. Горизонтальные линии, удаляющиеся под углом к линии горизонта, сходятсяв боковых точках схода, находящихся на линии горизонта.

Рисующий должен выяснить, какая из боковых граней куба кажется для него шире – у этой грани горизонтальные линии направлены в точку схода более полого, а сама точка схода находится дальше от изображенного предмета.

 

 

3). Третий этап – моделирование формы тоном.

Это самый длительный этап работы. Здесь применяются знания правил светотеневой моделировки. Построив куб, по правилам перспективы, мы тем самым подготовили границы для света и теней. Рассматривая освещенный куб, замечаем, что его плоскость, обращенная к источнику света, будет само светлой, называемой светом, плоскость противоположная – тенью; полутонов называют плоскости, находящиеся под углом от источника света и в силу этого не полностью отражают его; рефлекс – отраженный свет, падающий на теневые стороны. Падающая тень, контур которой строится по правилам перспективы, темнее всех поверхностей куба.

Далее идет светотеневая моделировка куба.

Белым можно оставить поверхности куба или листа бумаги, на котором он стоит, освещенные прямым, ярким сетом. Остальные поверхности нужно штриховать легкой, прозрачной штриховкой, постепенно усиливая ее на линиях светораздела (ребра куба, где встречаются освещенная и теневая грани). В порядке уменьшения интенсивности света можно все световые оттенки разположить условнов следующей последовательности, начиная с самых светлых: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Подводя итоги, проверяем общее состояние рисунка, уточняя рисунок в тоне. Нужно подчинить света и тени, блики, рефлексы и полутоном общему тону, стараясь вернуться к ясности, цельности и свежести первого восприятия.

 

1). Первый этап – композиционное размещение изображения шара вместе с падающей тенью в центре верхней половины листа бумаги. Масштаб выбирается такой, чтобы изображение не было слишком крупным, ни слишком мелким.

 

2). Второй этап – Светотеневая моделировка шара.

Световая моделировка шара более сложная, чем у куба. Свет и тень имеют постепенные переходы, причем наиболее глубокая тень будеть не на краю теневой стороны, несущей рефлекс, а несколько сместившись в направлении световой части. Несмотря на кажущуюся яркость, рефлекс всегда должен подчиняться тени и быть слабее полутона, который является частью света, то есть он должен быть светлее тени и темнее полутени. Например, рефлекс на шаре должен быть темнее полутона в свету. Вблизи от источника освещения контрасты света и тени усиливаются, по мере удаления – ослабевают.

Белым оставляют лишь блик на шаре. Остальные поверхности покрывают легкой, почти прозрачной штриховкой, накладывая штрихи по форме шара и горизонтальной поверхности, на которой он лежит. Тон набираетс постепенно.

 

3). Третий этап – обобщение.

Когда все детали прорисованы, и рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения: проверяем общее состояние

рисунка, уточняя рисунок в тоне. Снова стараясь вернуться к ясности, цельности и свежести первого восприятия.

 

Аналоги.

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: