Группа №2
Тема: «Биологические процессы, происходящие на различных уровнях организации жизни. Повторение основных вопросов курса общей
биологии» |
Цель:
- обобщить знания, полученные студентами в изученных курсах биологии;
- рассмотреть основные признаки живого;
- повторить и закрепить понятие «биосистема» и уровни организации жизни.
Литература:
Беляев,Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень[Текст]/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
https://drive.google.com/file/d/15qAxnHSdV8mIrT2XM0UCA9XlcJNrCNxi/view
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
- Скажите, а что изучает наука биология?
(Ответ: Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.
Понятие "биология" происходит от греческих слов «био» - жизнь, и "логос" – наука, знание, учение. Понятие наука – абстрактное, т.к. возникают вопросы: "
– Что такое жизнь?"
– Чем живая природа отличается от неживой?".
|
|
Биология – комплекс наук, изучающих живое. В органическом мире существует 5 царств:
1. Бактерии (дробянки),
2. Растения,
3. Животные,
4. Грибы;
5. Вирусы.
Эти живые организмы изучаются собственно науками:
1. Бактериология или микробиология,
2. Ботаника,
3. Зоология,
4. Микология,
5. Вирусология.
Зоология подразделена на науки, которые конкретно изучают отдельные группы животных. Например, насекомых изучает энтомология, зверей – териология и т. д. Вам в прошлом говорили, что биология выясняет и решает общие явления и процессы для всей живой материи. В прошлом учебном году говорили, что каждый организм, живущий на Земле, представляет систему, которая обладает признаками, отсутствующими у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного такого, который бы относился к живым организмам. Вспомним эти системы. Вопросы классу:
– Что такое система?
(Ответ: система – это внутренне или внешне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, определенная целостность, проявляющая себя как нечто единое по отношению к другим объектам и внешним условиям). Запомните, что во всех системах связь между элементами (структурами) более устойчива, упорядочена и внутренне необходима, чем связь каждого элемента системы с окружающей средой. Структурность и системность – это неотъемлемые свойства материи.
– Что же собой представляет биологическая система?
(Ответ: – это организмы, их структурные единицы, например, клетки и молекулы; виды и популяции, биогеоценозы и биосфера. В этих разнокачественных биосистемах и проявляется жизнь).
|
|
Все живые существа – одноклеточные и многоклеточные – обладают следующими отличительными свойствами:
1. обмен веществ;
2. рост;
3. развитие;
4. размножение;
5. раздражимость;
6. подвижность;
7. упорядоченность в структуре и функциях;
8. целостностью:
9. передачей свойств от поколения к поколению;
10. дискретностью.
Запомните! Совокупность свойств живого присуща только живым организмам.
При описании живого организма, нужно учитывать все свойства живого.
Рассмотрим их конкретно.
Живые организмы имеют определенный химический и элементарный состав:
а) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и С, Н, О, Р, N, и S б) клеточное строение (кроме вирусов);
в) адаптация – приспособленность в строении, функциях, поведении – отвечают образу жизни;
г)онтогенез и филогенез.
И еще дискретность – это любая биосистема состоит из обособленных, но тесно связанных элементов друг с другом.
Итак, из всего сказанного можно сделать вывод:
«Жизнь – это особая форма движения материи, выражающаяся в совокупном взаимодействии универсальных свойств организма».