2 балла — испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.).
1 балл — испытывает потребность в общении, но не слишком активно инициирует его; чаще обращается к знакомому взрослому.
0 баллов — не инициирует общение, плохо откликается на попытки инициировать диалог со стороны взрослого.
6. Открыт, в общении преобладает положительный эмоциональный фон, не проявляет необоснованной агрессии по отношению к окружающим и себе
2 балла — преобладает положительный эмоциональный фон, агрессия редка и вызвана вполне конкретными причинами.
1 балл — эмоциональный фон неустойчив, но чаще положительный; бывают вспышки необоснованной агрессии.
0 баллов — эмоциональный фон неустойчив, чаще отрицательный; часты вспышки необоснованной агрессии.
В соответствующих ситуациях сопереживает сверстнику, герою литературного произведения, мультфильма
2 балла — при чтении, просмотре мультфильмов, в случайно сложившихся жизненных ситуациях проявляет сопереживание по отношению к сверстнику (непосредственно эмоционально — воспроизводя те же эмоции, действием — пытаясь погладить, утешить, вербально — говоря «не плачь» или «жалко» и т.п.).
|
|
1 балл — самостоятельно не проявляет сопереживания, но может сделать это по предложению взрослого.
0 баллов — не проявляет сопереживания по отношению к сверстнику или герою литературного произведения ни самостоятельно, ни по предложению взрослого.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 4).
8. Проявляет стремление к независимости, свободе, перестройке отношений со взрослыми (выбор движения, материала, места, партнеров, длительности деятельности и т.п.). К концу года проявляется позиция «Я сам»
2 балла — позиция «Я сам» проявляется достаточно ярко: ребенок часто проявляет стремление к свободе, сам пытается выстраивать отношения так, как считает нужным, и пр.
1 балл — позиция «Я сам» проявляется не часто, но иногда ее удается наблюдать в поведении и деятельности ребенка.
0 баллов — позиция «Я сам» не проявляется, ребенок спокойно реагирует на подчиненное и управляемое положение, не пытается его изменить.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 6).
9. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки
|
|
2 балла — регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
1 балл — в некоторых случаях может регулировать свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
0 баллов — практически никогда не регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 5).
10. Пытается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми
2 балла — обычно успешно пытается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми, пусть не всегда самостоятельно, но поведение эффективно регулируется напоминанием, строгим взглядом, замечанием и т.п.
1 балл — иногда получается сдерживать действия, не одобряемые детьми и взрослыми, обычно это регулируется напоминанием, строгим взглядом, замечанием и т.п.
0 баллов — не пытается сдерживать указанные действия, поведение регулируется плохо.
Активно привлекает взрослого для решения задач, которые не может выполнить сам (достать игрушку, надеть курточку и т.п.); в случае непонимания взрослым, что именно требуется, пытается объяснять это иначе
2 балла — адекватным образом привлекает взрослого для решения собственных задач (тянет куда-то, показывает на требуемое, пытается объяснить и т.п.), продолжает попытки в случае непонимания взрослым того, что хочет ребенок.
1 балл — не слишком настойчив в привлечении взрослого для решения собственных задач, неудачные попытки заканчиваются плачем.
0 баллов — не пытается адекватным образом привлекать взрослого для решения собственных задач (либо прекращает попытки, либо проявляет агрессию).
12. Со сверстниками в основном играет рядом, но может сотрудничать в предметной, игровой деятельности, может обмениваться игрушками и т.п.
2 балла — играет рядом со сверстниками, может сотрудничать: обмениваться игрушками, простыми репликами, вместе, смеясь, побегать рядом, повторять движения и т.п.
1 балл — играет рядом со сверстниками, наблюдает за ними, но не всегда может инициировать общение; чаще это делает под руководством взрослого.
0 баллов — не проявляет желания сотрудничать со сверстником, не делает таких попыток даже под руководством взрослого.
13. Разыгрывает с помощью взрослых простые игровые сюжеты, понятные ребенку по его непосредственному опыту
2 балла — может разыгрывать с помощью взрослого знакомые сюжеты (кормление куклы, укладывание спать, покупка в магазине, перевозка кубиков для постройки дома, сюжеты «Репки», «Курочки Рябы», «Колобка» и др.). Активно включается в игру, может какое-то время продолжать игру самостоятельно.
1 балл — может разыгрывать с помощью взрослого знакомые сюжеты, однако больше является наблюдателем или исполняет непосредственные указания взрослого.
0 баллов — не включается в совместные игры, не выражает желания играть и наблюдать за игрой взрослого.
14. Самостоятельно ест (пользуется ложкой, чашкой), пытается правильно использовать салфетку
2 балла — выполняет перечисленные действия самостоятельно.
1 балл — выполняет перечисленные действия с помощью взрослого.
0 баллов — выполняет с помощью взрослого лишь несколько из указанных действий.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 6).
15. Самостоятельно (без напоминаний) идет мыть руки после прогулки, перед едой (иногда может забывать)
2 балла — большей частью самостоятельно вспоминает о мытье рук после прогулки, идет их мыть (иногда может забывать).
|
|
1 балл — иногда самостоятельно вспоминает о мытье рук после прогулки (чаще всего, когда идет вместе с другими детьми или слышит напоминание, обращенное к другому ребенку).
0 баллов — не идет самостоятельно мыть руки после прогулки, даже когда другие дети идут или когда слышит напоминание другому ребенку. Всегда делает это только вместе и под контролем воспитателя.
16. Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения
2 балла — задает разнообразные вопросы, выслушивает объяснения.
1 балл — задает разнообразные вопросы, но ответы на них не выслушивает; или ведет себя прямо противоположно: с интересом выслушивает объяснения, инициируемые взрослым, но сам вопросов не задает.
5. баллов — не задает самостоятельно вопросов познавательного характера и не интересуется объяснениями взрослого.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 1).
17. Может достаточно долгое время (до 5 минут и более) сосредотачиваться на интересующем его занятии
2 балла — может долго (до 5 минут и дольше) заниматься интересующим его делом.
1 балл — может, занимаясь интересным ему делом, отвлекаться, но вновь возвращаться к нему самостоятельно или при напоминании взрослого.
0 баллов — не может ничем заниматься до 5 минут и более: отвлекается и к прерванному занятию уже не возвращается даже при напоминании взрослого.
18. Может вариативно менять свои действия на пути достижения цели
2 балла — может вариативно менять свои действия на пути достижения цели (просто просит заинтересовавшую игрушку, предлагает другую взамен, наблюдает, когда другой ребенок ее оставит, чтобы взять и т.п.).
1 балл — не может самостоятельно менять свои действия при достижении цели, но следует советам взрослого (поменяйтесь, подожди).
0 баллов — не может самостоятельно менять свои действия при достижении цели и не следует советам взрослого.
|
|
22. Может использовать в игре предметы-заместители
2 балла — использует в играх палочки, камушки, элементы дидактических игрушек для обозначения иных объектов и предметов (ложки, конфеты, машинки, печенья и т.п.).
1 балл — использует предметы-заместители в основном в совместных с взрослым играх.
0 баллов — не использует предметы-заместители.
23. Способен к переносу действия на новые предметы (например, вместо совочка использует обломок игрушки или палочку и т.п.), при этом приспосабливает движение руки к свойствам нового материала
2 балла — самостоятельно заменяет одни предметы другими со сходными функциональными свойствами.
1 балл — может заменять одни предметы другими со сходными функциональными свойствами, по совету взрослого.
0 баллов — не заменяет одни предметы другими даже по совету взрослого.
24. Экспериментирует с новыми предметами, использует в деятельности их свойства
2 балла — новые предметы вызывают активное изучение свойств и экспериментирование со свойствами: тут же пытается использовать предмет в своей деятельности и (или) высказывает предположения по его использованию («А это можно...»).
1 балл — новые предметы вызывают заинтересованность и экспериментирование со свойствами, но попытки использовать свойства этих предметов в деятельности возникают только после предложений взрослого.
0 баллов — не экспериментирует с новыми предметами и не использует в деятельности их свойства.