Развитие мышления в онтогенезе

Исследованиями детской психологии мышления занимался швейцарский психолог Жан Пиаже. Он рассматривал развитие мышления как самопроизвольный, закономерно совершающийся переход от внешних действий к внутренним мыслительным операциям. Пиаже выделяет 4 стадии когнитивного развития детей:

1. Стадия сенсомоторных операций (сенсомоторный интеллект). Продолжается от 0 до 2-х лет. Все поведение и интеллектуальные акты ребенка сосредоточены на координации восприятия и движений, происходит формирование «сенсомоторных схем» предметов, первых навыков, устанавливается константность восприятия. Стадия свободна от пользования языком, отсутствуют представления, действия производятся с конкретным, чувственно воспринимаемым материалом – предметами, изображениями.

2. Стадия дооперационального интеллекта (репрезентативный интеллект). От 2-х до 7-ми лет. Характеризуется сформированной речью, мышлением с помощью представлений, интериоризацией действия в мысль (замещение действия словом, образом, символом), возможностью комбинировать схемы действий в уме. Ребенок не способен к доказательству и рассуждению, самая ранняя форма доказательства – пример. Суждения о предметах единичные, категоричные, сводятся к частному, знакомому и известному. Характерен феномен детского эгоцентризма мышления – ребенок воспринимает окружающий мир как свое продолжение, не может «посмотреть» на себя со стороны, принять чужую точку зрения, не понимает обратимости и симметричности отношений (если я тебе брат, то и ты мне брат).

3. Стадия конкретных операций (8-11 лет). Характеризуется осознанием обратимости и симметричности отношений. Развивается способность к рассуждению, доказательству, соотнесению различных точек зрения. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность, зависят от конкретных областей применения, не могут производиться в гипотетическом плане.

4. Стадия формальных операций (12-15 лет). Подросток освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия. Завершается формирование логического мышления, появляется возможность мыслить гипотетически, дедуктивно, оперировать логическими отношениями, относительными понятиями, абстракцией и обобщениями. Постепенно становится возможной рефлексия по поводу собственных мыслей. Возрастной особенностью подростков является гипертрофированное тяготение к общим теориям, склонность к созданию собственных теорий в политике или философии.

Индивидуальные особенности мышления.

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов, формируя руководящие представления.

Быстрота мышления это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать решения, легко переключаться на решение разных задач.

Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Самостоятельность мышления выражается в умении человека выдвигать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоятельно, без посторонней помощи. Оно лишено податливости внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказываться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Определение мышления.

2. Какие мыслительные операции вам известны?

3. Какие виды мышления вы знаете?

4. Что такое «понятие»?

5. Чем отличаются суждение и умозаключение?

6. Какие методы мышления вы знаете?

7. Какие типы мышления вам известны?

8. Что такое «руководящие представления»?

9. Какие индивидуальные особенности мышления вы знаете?

10. Какие стадии развития мышления выделяет Жан Пиаже?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: