Тема № 10. Мотивационная сфера личности

Мотивация (от лат. movere – приводить в движение, толкать) подразумевает все то, что побуждает человека к деятельности, то ради чего эта деятельность совершается. Деятельность человека побуждается обычно несколькими мотивами, одни из которых являются основными, а другие – подчиненными. Мотивация – есть сложная многоуровневая совокупность, включающая в себя потребности, мотивы, эмоции, ценности и др. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используют для объяснения движущих сил поведения человека.

Мотивация — это вся совокупность факторов активности человека, которые определяют ее направленность. Сюда включаются внутренние факторы активности человека (личностные диспозиции) и внешние факторы (ситуационная мотивация). Актуальное поведение человека следует рассматривать не как простую реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Мотивация в данном случае понимается как процесс непрерывного выбора и принятия решений. Она объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация поведения подразделяется на осознанную и неосознанную.

К неосознанной относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

К осознанной относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений - они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).

Влечение – инстинктивное желание, недостаточно отчетливо осознанная потребность. Неосознанность влечений преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне».

Установки - неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации. Установки формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Потребность — в разной степени осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.

Основными характеристиками потребностей являются: а) сила; б) периодичность возникновения; в) способы удовлетворения; г) предметное содержание (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Потребности подразделяют на:

1) первичные (врожденные, биологические) - в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сексуальные потребности (или инстинкты).

2) культурные, приобретенные - имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Это потребность в контактах с себе подобными (общение, социальные контакты) и потребность во внешних впечатлениях или (в широком смысле) познавательная потребность.

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут изменяться. Мотив поведения формируется на основе потребности, однако мотивы более разнообразны и потенциально осознаваемы.

Мотивы следует отличать от мотивировок. Мотивировка - это рациональное объяснение субъектом причин поступка посредством указания на социально приемлемые для него и окружающих обстоятельства. Мотивировка выступает как одна из форм осознания мотивов поведения, оправдания своих поступков или сознательной маскировки действительных мотивов поведения.

Цель — в психологии обозначают как ожидаемый результат, на который направлено актуальное поведение. Цель, в отличие от мотивов, всегда осознается. Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Интерес — это форма проявления познавательной потребности, избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам, красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.).

По цели различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, учёному звания и т.д.

По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта (любит слушать музыку, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом интереса. Активный интерес – один их побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.

По объёму: широте и глубине. Характеризует структуру интересов личности: широкие (разносторонние) или узкие (специфичные); глубокие (в полноте охвата темы интереса) или поверхностные (элементы темы интереса).

Склонность — это избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней совершенствоваться.

Идеал — это важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.

Можно выделить несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:

1) развитость — характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;

2) гибкость — описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);

3) иерархизированность — это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений и активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. В зависимости от сферы проявлений различают следующие направленности личности: морально-идейную, профессиональную и бытовую.

Общая структура мотивации или потребностей (М. Аргайл):

1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);

2) потребность в зависимости (принятие помощи, защиты, руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть);

3) потребность в аффилиации;

4) потребность в доминировании и власти;

5) сексуальная потребность;

6) потребность в агрессии;

7) потребность в чувстве собственного достоинства.

Мотив аффилиации (от англ. to affiliate — присоединяться) проявляется в стремлении человека быть в обществе других людей. Внутренне он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в сотрудничестве с другими. Блокирование аффилиации порождает фрустрацию, чувство одиночества и отчужденности. В противоположность аффилиации существуетмотив отвергания — боязнь быть отвергнутым другими. Такие люди часто вызывают недоверие к себе у окружающих, что связано со слабо развитыми навыками общения у них.

Мотивация доминирования и власти представляет собой стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Мотив к власти проявляется в склонности управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать свою правоту, диктовать условия и т.п. С мотивацией власти сопряжены такие явления, как лидерство, влияние людей друг на друга, руководство и подчинение и многие другие феномены.

Мотивация альтруизма направлена на защиту интересов и благополучия других людей. Некоторые психологи считают, что за таким поведением стоит особый альтруистический мотив (мотив помощи, заботы о других). От подлинно альтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические. При последних стремление принести пользу окружающим всегда связано с желанием получить ответную выгоду (принцип "ты — мне, я — тебе"). Альтруистическому мотиву противоположен по смыслу мотив агрессивности (от лат. aggredi — нападать). Агрессивность всегда связана с намеренным причинением физического или психологического вреда другому человеку, обществу.

В структуре мотивации пациента могут преобладать одна или несколько из перечисленных потребностей. Врач должен учитывать ведущую потребность больного для грамотного построения взаимоотношений. Пациент с ведущей потребностью в зависимости легче примет помощь врача, при этом относительно быстро может стать полностью зависимым от указаний, требуя внимания и указаний по малейшему поводу. Одинокий пациент с ведущей потребностью в аффилиации может настаивать на госпитализации и затягивать лечение только для того, чтоб дольше находится в обществе подобных себе больных людей. Пациент с высокой потребностью в агрессии может враждебно воспринимать любые назначения и рекомендации. Врач должен учитывать ведущую потребность больного для грамотного построения взаимоотношений с пациентом и определения дополнительных возможностей для лечения заболевания.

Существенным для понимания структуры мотивации и ее влияния на лечебный процесс является определение ее направленности, а также внешних и внутренних компонентов

Структурные компоненты мотивации (Б.И. Додонов):

· удовольствие от самой деятельности;

· значимость результата деятельности;

· значимость вознаграждения за деятельность;

· принуждающее давление на личность.

Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Два последних компонента, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения.

Мотивация, направленная на успех (получение награды) приводит к постановке положительной цели, достижение которой может быть однозначно расценено как успех, вызывает полную мобилизацию организма и положительные эмоции. Мотивация на избегание неудачи (наказания) – возникает у людей неуверенных, боящихся критики. Даже гипотетическая возможность неудачи является для них источником отрицательных эмоций.

Пациенты, для которых наиболее важным является выздоровление, как результат лечения, стараются точно выполнять указания врача, сотрудничают с врачом в процессе терапии, однако могут выдвигать повышенные требования к результату («быть таким как до болезни»), излишне болезненно реагировать на наличие хронического неизлечимого заболевания. Больные с преобладающей мотивацией достижения («выздороветь», «достигнуть улучшения», «выжить») часто менее тревожны и склонны к ипохондрии, положительно реагируют на малейшее улучшение состояния, стремятся «помогать» врачу. Пациенты с преобладающей мотивацией избегания («чтоб не болело», «не умереть») являются более тревожными и беспокойными, склонны не выполнять назначения, прибегать к самолечению, не доверять врачам, беспорядочно лечиться, прекращать лечение как только наступит улучшение.

В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: