Использование технических средств

– техника «25 кадра». Скрытый дополнительный кадр в состоянии ме­нять поведение человека. Вклеили в свое время исследователи кадр с голой де­вушкой — зрители серьезного фильма стали подхихикивать и потирать руки, потеть и кряхтеть, хотя не могли внятно объяснить, почему это делают. Ларчик открывался просто. Хотя их сознание не зафиксировало ничего порнографиче­ского, физиология активно реагировала на вклеенный кадр. Хотя формально технология «25-го кадра», как и другие подсознательные воздействия, запреще­на статьей 10 Закона «О рекламе» и Законом «О средствах массовой информа--_ ции», однако в отношении политической манипуляции наше законодательство уделяет этому мало внимания.

– замедление, ускорение, остановка движения пленки; (пример о Ель­цине, демонстрации коммунистов)

2) воздействие на эмоциональную сферу личности. Здесь существует несколько моментов, делающих этот механизм эффективным. Обращение к эмоциям не требует никакого рационального обоснования своих аргументов. К тому же любые образы, связанные с сильными эмоциями, надолго задержива­ются в памяти людей. В состоянии массового заряжения интеллектуальные процессы снижены, толпа является некритичной, ей не требуется убеждения, достаточно лишь внушения. Такие эмоции, как страх, ненависть, презрение, смятение и, наоборот, чувство патриотизма, гордости, чувство собственного достоинства эффективно используются при создании политической рекламы и для формирования нужных образов и стереотипов:

– использование крови, детских лиц и обнаженной женской натуры. В политической рекламе новейшей России, в отличие от коммерческой, детские лица и потоки крови используются постоянно.

– использование подсознательных и подпороговых информационных стимулов различных модальностей (потребности в безопасности, пище, объ­единении с другими людьми и группами, чувство гордости и потребность в са­моуважении, стремление к уюту и повышению статуса, враждебность к "дру­гим" и желание комфорта).

3) искусное воздействие на ментальные процессы:

– апелляция к Я-образу — каждый человек стремится к поддержанию целостности своего Я-образа. Для такого случая у манипулятора в запасе улов­ка, позволяющая ему играть на указанной слабости людей. "Как может честный человек оставаться в стороне, когда все поднялись на борьбу с..." — и далее следует указание на конкретное зло, с которым просто не может не бороться — порядочный человек.

– психологическое давление, нажим на личность.

– прием "подтасовки фактов". При этом каждый из таких фактов может быть верным, но в сочетании они дают неправильное, искаженное представле­ние о действительности. Иногда применяется модификация этого приема, вы­пячивание одних и замалчивание других фактов.

– прием драматизации событий. При этом те или иные частные факты превращают в единственно важное, чуть ли не главное, событие сегодняшней жизни... В то же время в качестве альтернативного приема используется игно­рирование нежелательных событий, замалчивание их.

– ввод части политической информации в разряд секретной без фак­тической на то необходимости;

– создание информационного шума.

Введение в гипнотическое состояние.

Условно манипуляцию можно разделить на позитивную и негативную в зависимости от ее целей. Манипулирование основано на лжи и обмане. Линкольн сказал: «Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ». Эту фразу можно рассматривать как ограничитель манипуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: