Школьная служба примирения: возможности медиации в урегулировании конфликтных ситуаций

 

Синюшкина Т.А.,

старший преподаватель кафедры педагогики, психологии,

специального и дополнительного образования

 

Петропавловск-Камчатский

2017

 


Мудрый человек всегда найдёт способ,

чтобы не начать войну.

Ямамото И.

Конфликт ‑ явление, которое в нашем сознание часто связывается с негативными переживаниями, чувствами. Конфликт у многих ассоциируется с такими понятиями, как ссора, шум и крик, обида, борьба, разрыв отношений… И, если продолжить ряд по вектору усиления, то это ‑ драка, война! Может ли человек жить без конфликтов?

Конфликты – это реалии нашей жизни. Любая развивающаяся система обязательно проходит через кризисные или конфликтные зоны. Если рассматривать человека, как развивающуюся систему, мы можем говорить о возрастных кризисах: кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис «середины жизни» и т.п. Развитие межличностных отношений или преодолевает кризисы, или «разбивается» о них.

Понятие «кризис» происходит от греческого слова krineo, буквально означающего «разделение дорог» [4]. В психологии понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент развития [8].

Конфликт ‑от лат. conflictus — столкновение. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов,целей, позиций, мнений,взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов [7, 215].

Конструктивное разрешение кризисных ситуаций и конфликтов дает человеку опыт преодоления, выхода на новый уровень развития личности (личностной зрелости), новое качество межличностных отношений, содействует формированию коммуникативной компетентности.

Современное образование – пространство, в котором ребенок проводит большую часть времени. Психологическая атмосфера образовательных отношений в значительной степени влияет на ребенка. В школе он овладевает способами взаимодействия с окружающими. Если не научится строит конструктивные отношения с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым, а это может стать причиной различного рода девиаций в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.

Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Если в школе не создана благоприятная психологическая атмосфера, то ребенок не чувствует себя в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков. Если ребенок, находится в среде, где царит агрессия, издевки, насилие, где он все время вынужден обороняться, он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими.

Конфликт ‑ закономерное явление. Следовательно, необходимо спокойно относиться к тому, что они возможны и в детском коллективе. Нужно лишь делать всё необходимое для их предупреждения и конструктивного разрешения. Создать комфортную психологическую атмосферу в образовательном пространстве – приоритетная задача педагогов.

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Такая среда может быть создана людьми, у которых сформирована готовность к построению конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать.

Эта идея нашла отражение в следующих законодательных и нормативных актах:

ФГОС ООО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») таких, как уважительное отношение к другим людям, умение вести конструктивный диалог и достигать в нем взаимопонимания, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, творческой и других видах деятельности [11].

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012‑2017 годы определила ряд мер, имеющих отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:

‑ организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешения конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

‑ внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и примирения механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему [13].

Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ ставит одной из приоритетных задач интеграцию метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях [12].

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях разработаны по поручению Правительства Российской Федерации [6; 12]

В основе работы школьной службы примирения лежат восстановительные технологии, основанные на медиации, т.е. посредничестве в разрешении конфликтов. Восстановительный подход предполагает иной взгляд на человека, совершившего правонарушение: не клеймение и применение карательных мер, а обращение к позитивным ресурсам человека, к его ответственности перед пострадавшей стороной [8]. Медиация – это процесс переговоров с участием посредника, который помогает конфликтующим в разрешении конфликта. В роли такого посредника ‑ третьей стороны ‑ чаще всего выступает один человек, но может выступать группа специально подготовленных медиаторов.

Восстановительная медиация – процесс, в котором ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости ‒ о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций [3].

Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числе обиды) и ответственности. Вред рассматривается как деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим как несправедливость. Потому исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием, но восстановлением справедливости. Ответственность понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося [9].

Практика школьных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «школьная конференция» и другие. При организации школьной службы примирения создается локальный нормативный акт – положение о школьной службе примирения (приложение 1).

Служба примирения ставит своей целью не только разрешение локальных конфликтов, но и изменение взаимоотношений в школьном социуме (например, с силовых и административных на восстановительные). Таким образом, школьная служба примирения связана с администрацией, психологами, школьным самоуправлением, родительскими и попечительскими советами, КДН, полицией и прочими специалистами. Следовательно, ведущий берет на себя уже управленческую функцию и становится носителем определенной миссии.

Часто подростки не допускают взрослых в свои отношения, тогда лучше, чтобы конфликтные ситуации разрешали сами школьники?

Ведущими примирительных встреч могут быть медиаторы (из числа волонтеров-подростков), поскольку они лучше знают реальные взаимоотношения в школе и им скорее доверят то, во что не посвящают взрослых. Конечно, подростков надо специально обучать, а саму службу обязательно должен курировать взрослый. Примирительные встречи могут проводиться без участия взрослого, а администрации сообщается только окончательный результат переговоров между участниками конфликта.

Создание школьной Службы примирения позволит разрешать такие ситуации, как подростковые «стрелки», правонарушения (хулиганство, кража); будет способствовать возвращению детей в школу после длительных прогулов, разрешению споров между учениками на национальной почве, конфликтов «учитель – ученик», а также восстановлению статуса «отверженных» [8].

Сегодня активизировалась деятельность педагогов и руководителей образовательных организаций по созданию школьных служб примирения: в Камчатском крае они созданы и осуществляют свою деятельность в школах гг. Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск, и в отдаленных муниципальных районах – Усть-Камчатском, Пенжинском, Мильковском, Карагинском, Соболевском, Олюторском, Тигильском, пгт Палана.

МБОУ «Средняя школа № 7» Петропавловск-Камчатского городского округа ‑ одна из первых образовательных организаций, начавшая работу в данном направлении в 2009 году. Она является базовой площадкой для проведения научно-методических мероприятий в рамках обмена опытом и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций Камчатского края по вопросам деятельности школьной службы примирения. Часто своим опытом работы делится команда медиаторов из МБОУ «Средняя школа № 9» Вилючинского городского округа, где тоже создана такая служба.

Ценности восстановительного подхода, на которые могут опираться школьные службы примирения, заключаются в следующем:

· разрешение конфликтов между людьми без применения манипуляций или силы.

· Душевное исцеление пострадавшего.

· Ответственность обидчика (самостоятельное исправление негативных последствий своего поступка и заглаживание причиненного пострадавшему вреда).

· Взаимопонимание и восстановление отношений между сторонами конфликта.

· Изменение установок при реагировании на конфликты и правонарушения с административно-карательных на восстановительные.

· Возвращение людям полномочий по решению их конфликтных ситуаций.

· Улучшение атмосферы в группе (сообществе) и т. д. [3]

 

Если гуманный инструментарий (метод медиации) решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.

Деятельность школьных служб примирения направлены на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Деятельность служб школьной медиации в образовательной организации направлена на сокращение общего количества конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети; повышение эффективности ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение количества проявлений асоциального поведения обучающихся, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; оздоровление психологической обстановки в образовательной организации.

 




Литература

1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. ‑ СПб.: Питер, 2005.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

3. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.

4. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога [текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2004. – 895 с.

5. Максудов. Р.Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. От уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.

6. Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях» по поручению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 года № ОГ-П4-3106 - https://portal.iv-edu.ru/ ( дата обращения: 7.09.2016)

7. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — СПб.: Прайм Еврознак, 2006.— 672 с.

8. Организация работы школьной Службы примирения: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Ефименко, О.С. Ширяева, И.Б. Ткаченко. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2014. – 156 с.

9. Письмо №ВК‑844/07 от 18 ноября 2012 г. Министерства образования Российской Федерации «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях».‑ режим доступа ‑КонсультантПлюс (дата обращения: 10.10.2017).

10. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [текст]: учебное пособие / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 180 с.

11. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644) – режим доступа: ‑ http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf (дата обращения: 7.09.2016).

12. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ ‑ ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70608642 (дата обращения: 10.10.2017).

13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» ‑ режим даступа: ‑ http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 10.04.2015).

14. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) – режим доступ:а ‑ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 10.10.2017).

15. Хасан Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учеб.пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – Краснрярск-Москва, 2001.


 

Приложение 1

«Принято» на заседании педагогического совета МБОУ «Средняя школа № 7» протокол № 1 от 28.08.2015 г.     «Утверждаю» директор МБОУ «Средняя школа № 7» _______________ Гилязова И.А. «28» августа 2015 г.  

ПОЛОЖЕНИЕ № 24


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: