Технологическая карта руководства игрой-драматизацией по мотивам русской народной сказки «Репка»

Русская народная сказка «Репка»

Этапы / направления деятельности Задачи работы   Содержание работы Создание условий: материалы и оборудование  

1. Знакомство с литературным текстом и образами героев сказки

1) Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам, познакомить с содержанием сказки «Репка», воспитывать эмоционально-образное ее восприятие через включение в ситуацию театра.

2) Развивать умение описывать персонажей сказки.  

3) Развивать связную речь (диалогическую и монологическую), в процессе пересказа сказки.

4) Развивать внимание, память,  зрительное и слуховое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику, эмоциональную отзывчивость. 

5) Закреплять представления о героях и последовательность событий в процессе моделирования, рассматривания иллюстраций и игровой деятельности по мотивам сказки.   

Непосредственно образовательная деятельность (НОД): Занятие по ознакомлению с художественной литературой «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали!»: ¾ вовлечение детей в занятие: на столе у воспитателя макет огорода с разными овощами, дети рассматривают овощи на грядках, воспитатель загадывает детям загадку о репке, говорит, что про нее есть интересная сказка, предлагает детям ее послушать   ¾ рассказывание сказки «Репка» с показом театра картинок на фланелеграфе ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Тянут-потянут» (дети показывают, как тянули репку герои сказки, сопровождая действия словами - как физминутка) ¾ беседа по содержанию сказки ¾ творческая игра «Дорисуй героев сказки» - характеристика героев сказки, моделирование последовательности событий с помощью графического изображения героев (у каждого ребенка лист бумаги с нарисованными кружочками, цветные карандаши – воспитатель предлагает детям превратить кружочки в тех, кто помогал репку тянуть: первый кружок – это репка. Какая она? Что у нее есть? Дети превращают кружок в репку: раскрашивают его в желтый цвет, дорисовывают листочки. И таким образом превращают каждый кружок в героя сказки. Потом, рассматривая получившиеся изображения, вспоминают о том, кто за кем репку тянул) ¾ выход из занятия: предложить детям помочь дедушке и собрать урожай овощей на огороде – переход к самостоятельной игре с макетом   

¾ Книги со сказкой в разном оформлении

¾ Иллюстрации к сказке, картинки с изображением героев

¾ Макет «Огород» с фигурками овощей из картона

¾ Листы бумаги с нарисованными на них кружочками по числу героев сказки, цветные карандаши  

¾ Мнемотаблица по сказке

¾ Диафильм по  сказке, средства для просмотра  

¾ Шапочки персонажей

¾ Декорации (панно «Огород»)

¾ Волшебный мешочек  

¾ Разные виды театра по сказке (настольный, театр картинок, пальчиковый, бибабо и др.)

¾ Фланелеграф, театральная ширма-домик   

¾ Настольные игры

¾ Материал для изобразительной деятельности

¾ Силуэтные картинки героев сказки на картонной основе для раскрашивания

¾ Палочки от мороженого

¾ Афиши  

 

 

Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ просмотр диафильма по мотивам сказки «Репка» ¾ пересказ сказки «Репка» с опорой на мнемотаблицу (индивидуальная и подгрупповая работа) ¾ пальчиковая игра «Репка»   ¾ русская народная игра «Репка» (ребенок – «репка» стоит в центре круга, дети идут по кругу, произнося слова, по окончании слов дети убегают, «репка» догоняет). Слова игры: Сверху репа зелена, Посередке толста, К концу востра, Прячет хвост под себя. Раз, два, три – Ты нас, репка, догони! ¾ сюрпризный момент «Волшебный мешочек» (с фигурками героев сказки для настольного театра) - игра «Слушая мои подсказки, угадай героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал загадку – вытаскивает на ощупь героя сказки из мешочка), переход в театрализованную игру по сказке «Репка» с фигурками настольного театра и макетом огорода
Самостоятельная деятельность детей: ¾ рассматривание книг и иллюстраций к сказке «Репка» ¾ настольные игры «Собери сказку» (разрезные картинки), «Кто за кем репку тянул» (вкладыши) ¾ театрализованные игры по мотивам сказки «Репка» с использованием разных видов театра  
2. Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности 1) Подготовить детей к выразительной передаче образов и использованию разнообразных средств речевой выразительности. 2) Развивать выразительность движений, умение передавать в образе движения, характерные для данного персонажа. 3) Развивать интонационную выразительность речи. 4) Формировать умение управлять тембровой окраской и силой голоса, темпом речи при озвучивании героев сказки. Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ игра-имитация «Изобрази героев» (воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя, показывая в конце, какая выросла репка). Игра сопровождается словами: В сказке «Репка» дедка есть, Бабушка и внучка, Вместе с ними жили кошка, Мышка, песик Жучка. Дедка репку посадил, Долго он ее растил. Выросла какая? Большая-пребольшая! ¾ имитационная игра «Слушая мои подсказки, покажи героя сказки» (отгадывание героев по описанию или по загадке, кто отгадал – получает шапочку и показывает героя, используя подражательные движения) ¾ игровое упражнение на интонационную выразительность «Позови на помощь (как дед, как бабка и т.д. – озвучивание героев сказки)» ¾ разыгрывание фрагментов сказки, используя ролевые диалоги ¾ пантомимический этюд «Кто идет репку тянуть?» (ребенок выбирает картинку с изображением одного из персонажей сказки, не показывая ее другим детям, он молча разыгрывает эпизод, где герой идет тянуть репку – показывает пантомиму; остальные дети угадывают, какой герой представлен) ¾ совместное рассказывание сказки «Репка» по ролям    

3. Организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки

1) Развивать творческие способности детей, графомоторные навыки

2) Закреплять последовательность событий сказки, уточнять образы персонажей.

3) Формировать умение осуществлять художественно-творческое оформление сказки.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД): ¾ Ручной труд «А вот и я!»: изготовление героев сказки «Репка» с последующей ее театрализацией с помощью поделок (раскрашивание силуэтных героев сказки на картонной основе, прикрепление к ним палочек, чтобы держать силуэт)
Совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты: ¾ совместное изготовления декораций для игры-драматизации: коллективная аппликация «Огород» (панно) ¾ рисование афиш к сказке ¾ музыкально-дидактическая игра «Озвучь героя» (подбор детских музыкальных инструментов для озвучивания героев сказки) 
Самостоятельная деятельность детей: ¾ раскрашивание, рисование героев сказки, картинок-иллюстраций к ней ¾ дидактические упражнения «Найди и обведи героев сказки», «Нарисуй дорожки к репке»
4. Развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки 1) Вызвать интерес к совместной театрально-игровой деятельности, настроить детей на разыгрывание сказки. 2) Воспитывать доброжелательность, дружеские отношения, чувство взаимопомощи. 3) Развивать коммуникативные способности (умение договариваться при распределении ролей). 4) Формировать умение совместно оформлять игровую среду.   Этапы развертывания игры-драматизации:   ¾ 1 этап – определение сказки, эмоциональная настройка детей на разыгрывание сказки «Репка»: игра-загадка «Сказка выросла на грядке» - у воспитателя макет грядки, из которого видны листочки разных овощей. Воспитатель говорит: Вот послушайте, ребятки: Сказка выросла на грядке! Вы загадку отгадайте – В сказку дружно поиграйте! Загадка: Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок, В земле засел он крепко, Конечно, это - … (репка). Дети отгадывают загадку, находят на грядке репку, вытаскивают ее и так определяют сказку.    ¾ 2 этап – уточнение представлений детей о сюжете сказки, о ее героях и последовательности событий (по мнемотаблице). ¾ 3 этап – оформление обстановки, в которой будут разворачиваться события сказки «Репка»: дети вместе с воспитателем подбирают декорации (домик-ширма, панно с изображением огорода), театральные шапочки героев сказки, музыкальные инструменты для озвучивания   ¾ 4 этап – распределение ролей, выбор артистов, того, кто будет говорить слова автора (вначале за автора говорит воспитатель), зрителей, музыкантов (состав исполнителей должен меняться при повторном разыгрывании сказки)   ¾ 5 этап – разыгрывание сказки «Репка» с последующим анализом показа, индивидуальная работа с детьми над воплощением роли (сказка разыгрывается несколько раз со сменой состава исполнителей) ¾ 6 этап – показ сказки «Репка» детям другой группы, родителям ¾ 7 этап – самостоятельная игра-драматизация по сказке «Репка», сцепление игры-драматизации с сюжетно-ролевой игрой «Театр»   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: