Окружность головы | При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1-2 см. В первые, 3-5 месяцев ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см в месяц. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см. | |
Окружность грудной клетки | У новорожденных 33- 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см. | |
Антропометрические индексы для оценки пропорциональности развития ребенка. | ||
Индекс Чулицкой | 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела у детей до 1 года равняется 25-20 см, а в 2-3 года - 20 см, в 6-7 лет - 15-10 см. | |
Индекс Эрисмана | Окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5-10 см, в 2-3 года - на 9-6 см, в 6-7 лет - на 4-2 см, в 8-10 лет - больше на 1 см или меньше на 3 см. | |
Различают три вида вскармливания детей грудного возраста: Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка первого года жизни грудным молоком с введением прикорма в 5 месяцев, со своевременным введением корригирующих добавок.
Смешанное вскармливание – это вскармливание ребенка первого года жизни грудным молоком и молочными смесями, причем смеси должны составлять больше 1/5 от общего количества пищи (докорм).
Искусственное вскармливание – это вскармливание ребенка первого года жизни молочными смесями. Грудное молоко может входить в рацион малыша, но при этом оно составляет менее 1/5 от общего количества.
Расчет суточного объема пищи объемным методом по формуле Гейбнера-Черни
В возрасте от 2 недель до 2 месяцев он равен 1/5 Dm
от 2 месяцев до 4 месяцев он равен 1/6 Dm
от 4 месяцев до 6 месяцев он равен 1/7 Dm
от 6 месяцев до 9 месяцев он равен 1/8 Dm
от 9 месяцев до 12 месяцев он равен 1/10 Dm
Режим кормления
Ø До 3 месяцев 6-7 раз в сутки
Ø С 3 месяцев до введения первого прикорма – 6 раз в сутки
Ø С момента введения первого прикорма (а это зависит от вида вскармливания) – 5 раз в сутки
Первый прикорм вводят:
§ при грудном вскармливании в возрасте 5 месяцев
§ при смешанном вскармливании – в 4,5месяца
§ при искусственном вскармливании – в 4 месяца
Схема введения корригирующих добавок и прикормов на искусственном вскармливании
Возраст | Прикорм | Корригирующая добавка |
3 месяца | сок 10 * n | |
3,5 | фруктовое пюре 10 * n | |
4 месяца | овощное пюре 10-150г | |
5 | каша 10-150г | |
6 | творог 50г | |
6,5 | желток 15 или 7,5 г | |
7 месяцев | кефир 150-200г | |
7 | мясо 70 г |
Самостоятельная работа.
Методические указания для самостоятельной работы студентов.
1.Просмотр обучающего видеофильма «Грудное вскармливание» с целью ознакомления с практическими навыками по теме.
2. Руководствуясь алгоритмами, овладеть умениями и навыками:
- техника прикладывания ребенка к груди;
- кормление из рожка;
- измерение массы тела, роста грудного ребенка, окружности головы и грудной клетки;
- гигиеническая ванна грудному ребенку.
3. Овладеть различными формами санитарно-просветительной работы:
- Составить беседу «Профилактика и лечение гипогалактии и лимфостаза».
- Составить памятку «Физическое и нервно-психическое развития детей грудного возраста».
- Составить памятки «Примерное меню на всех видах вскармливания ребенку грудного возраста» (использовать обучающую программу «Вскармливание детей первого года жизни».
- Составление рекомендаций по режиму дня и закаливанию, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста.
- Выпустить санбюллетень «Рекомендации по обеспечению безопасности окружающей среды для детей грудного возраста».
Закрепление.
1.Защита студентами памяток, бесед, компьютерных презентаций.
Домашнее задание
Изучить тему: «Здоровье детей преддошкольного, дошкольного, школьного и юношеского возраста».
Литература:
Основная
1.Крюкова, Д. А.Здоровый человек и его окружение: учеб.пособие / Д. А. Крюкова,Л. А. Лысак, О. В. Фурса. - 9-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 446 с.
Дополнительная
1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник /С. Р. Волков, М. М. Волкова. − М.: «Медицина», 2010. − 603 с.
2.Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний/ М. А. Морозов. – СПб.; Спецлит, 2013. – 175 с.
3.Качаровская Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии. – М.;ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 128 с.
Электронные ресурсы
1.ЭБС КрасГМУ Colibris;
2.ЭБС Консультант студента;
3.ЭБС ibooks;
4.ЭНБ elibrary.
Приложение 1
Перечень и стандарты практических умений
1.Уметь измерить окружность грудной клетки.
Стандарт выполнения:
Алгоритм измерения окружности грудной клетки
Показания:
- оценка физического здоровья.
Оснащение:
- сантиметровая лента;
- 70% этиловый спирт;
- марлевая салфетка;
- ручка, бумага.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/родственниками цель исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании. |
Подготовить необходимое оснащение. | Обеспечение чёткости выполнения процедуры. |
Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Уложить или усадить ребёнка | Создание комфортных условий ребёнку. |
Выполнение процедуры | |
Наложить сантиметровую ленту на грудь ребёнка по ориентирам: а) сзади - нижние углы лопаток; б) спереди - нижний край около сосковых кружков(у девочек пубертатного возраста верхний край 4 ребра, над молочными железами). Определить показатели окружности головы. | Достижение достоверности результатов исследования. |
Завершение процедуры | |
Записать результат. Сообщить результат ребёнку/маме. | Обеспечение преемственности в передаче информации. Обеспечение права ребёнка/ родителей на информацию. |
2.Уметь измерить окружности головы.
Стандарт выполнения: