Цели обучения - это заранее планируемый результат.
Цели обучения определяются потребностями общества, которое заинтересованно в подготовке всесторонне образованного специалиста. Они отражены в нормативных документах, относящихся к иностранному языку как к учебному предмету.
В традиционной методике выделяют цели практические, образовательные, воспитательные, развивающие, стратегические.
Важно, чтобы цели обучения осознавались самими обучаемыми и были ими поняты.
Генеральная цель обучения иностранным языкам состоит в формировании поликультурной и многоязычной личности, способной к межкультурному общению, что предполагает комплексную реализацию следующих целей:
1. Образовательная – овладение основными видами речевой деятельности (восприятие и понимание ИЯ на слух, говорение, чтение, письмо, письменная речь) и формирование соответствующих языковых ЗУН: обогащение языкового, речевого и личностного опыта учащихся посредством расширения кругозора на основе усвоения културоведческих и лингвострановедческих реалий. Реализация образовательных целей направлена на практическое овладение ИЯ как средством общения в единстве его когнитивной, коммуникативной и экспрессивной функций; на формирование умений самостоятельной работы с иноязычным материалом.
|
|
2. Развивающая – взаимосвязанное, коммуникативное, культурное и когнитивное развитие учащихся, их речевых способностей, эмоциональной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер личности, развитие памяти, внимания, воображения, формирование потребности к самостоятельной познавательной деятельности и рефлексии, посредством овладения способами формирования и формулирования мысли на ИЯ, укрепления лингвистического компонента гуманитарного мышления, обогащения эмоционально-чувствительной сферы личности.
3. Воспитательная – воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма, формирование системы ценностей, нравственных и эстетических ценностей, воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании.
4. Практическая – овладение иноязычным общением в единстве всех его функций (этикетной, познавательной, регулятивной, ценностно-ориентационной) и форм (устной и письменной), которая осуществляется посредством речевой деятельности в учебных и реальных ситуациях в рамках сфер и ситуаций общения, предусмотренных программой.
Достижение целей обучения происходит в процессе формирования коммуникативной компетенции, которая включает в себя следующие компетенции – языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная.
|
|
Коммуникативная компетенция – владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, а также компенсаторными и учебно-познавательными умениями, позволяющими выпускнику учреждения общего среднего образования осуществлять межкультурную коммуникацию и решать стоящие перед ним коммуникативные, образовательные, познавательные и иные задачи.
Речевая компетенция- совокупность навыков и умений речевой деятельности (говорение, восприятие речи на слух, чтение и письменная речь), знание норм речевого поведения; приобретение на этой основе опыта их использования для построения логичного и связного по форме и содержанию собственного высказывания, а также для понимания и интерпретации высказываний других людей.
Языковая компетенция -совокупность знаний о правилах функционирования языковых (фонетических, орфографических, лексических и грамматических) средств в речи и навыков их использования.
Социокультурная компетенция - совокупность знаний о национально-культурной специфике стран изучаемого языка, умений строить своё речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой, умений представлять на этой основе свою страну и её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
Компенсаторная компетенция -совокупность умений использовать дополнительные вербальные средства и невербальные способы решения коммуникативных задач в условиях дефицита имеющихся языковых средств.
Учебно-познавательная компетенция -совокупность общих и специальных учебных умений, необходимых для осуществления самостоятельной деятельности по овладению иностранным языком, опыт их использования.
Раскрыть сущность понятия «упражнение», «система упражнений». Назвать типы и виды упражнений по обучению ИЯ
Упражнение – специально организованное многократное выполнение языковых и речевых операций с целью формирования или совершенствования речевых навыков.
Система упражнений – совокупность логически последовательных типов и видов упражнений в соответствии с этапами усвоения.
Тип упражнений – разновидность упражнений, обладающая набором устойчивых признаков, которые соответствуют цели и месту упражнения в процессе формирования знаний, навыков, умений.
Вид упражнений – серия упражнений, направленная на отработку различных действий и операций с языковым и речевым материалом.