Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения

1 Ступень – 1–4 класс. Закладываются основы художественно-творческой деятельности ребенка по всем направлениям: живопись, рисунок, композиция. Даются основные понятия «цвет», «композиция», «линия», «пятно» и т.п. Учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства «пейзаж», «портрет», «натюрморт». Основой является Декоративно-прикладное искусство.

2 ступень – 5–7 класс. В этот период обучения у учащихся систематизируются и углубляются знания по всем направлениям художественно-творческой деятельности. Изучаются закономерности в композиции, цветоведении и т.д.

3 ступень – 8–9 класс. На заключительном этапе учащиеся обобщают полученные знания и знакомятся с основами дизайна.

Методика преподавания в Дошкольном Образовательном учреждении Обучение в детских дошкольных учреждениях призваны развивать творческие способности детей, закладывать основы общего интеллектуального развития. Поэтому все программы обучения изобразительному искусству в этот период представляют собой разнообразие и вариативность использование активных форм деятельности по живописи, лепке, аппликации. Занятия должны быть сопряжены с игровой деятельностью

По мнению ряда педагогов доцента кафедры интеллектуального развития, к.п.н. Никифорова А.С., к.п.н. Рыбкиной И.Н., д.ф.н. Шкатовой Л.А., академика МАИ Чапцова Р.П. и др. первейшая задача взрослого человека, родителя дать ребенку «щит» – интеллектуальное воспитание, которое заключается в способности человека отображать действительность «человеческим образом» при помощи хорошо известных только ему средств, способов и символов отображения.

Для человека, как и для общества такими издревле «хорошо известными» способами, средствами отображения как раз и являются СЛОВО, МУЗЫКА и ЖИВОПИСЬ.

Именно факт формирования интеллекта к 8-10 годам жизни индивида заметил и выделил как некую особенность академик А. Нефах. Вследствие чего ученый утверждает, что следует заниматься интеллектуальным воспитанием ребенка с рождения, в крайнем случаи с раннего возраста.

Умения и практические навыки:

1-й год обучения (2–3 года)

УМЕНИЯ: определить цвет, назвать его; лепить круглые и плоские формы; располагать рисунок по центру из цветных бумажных элементов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: держать правильно карандаш и кисть; смачивать кисть в воде и набирать краски кистью; смешивать краски.

2-й год обучения (4–5 лет) УМЕНИЯ: определить цветовую гамму, назвать краски теплой и холодной гаммы; лепить круглые и плоские формы, соединяя их в различной комбинации; составлять несложные композиции, располагать динамично. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: владение техникой работы кистью «по – сырому», пастозно;вырезать из цветной бумаги элементы по шаблону; смешивать краски и получать оттенки красного и синего цвета.

Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения

Общеобразовательная школа должна раскрывать эстетические, общекультурные аспекты искусства. Общеобразовательная система -двухуровневая. Первый уровень – это традиционная система с одночасовым регламентом. Соответственно и организация подачи материала здесь включает основные аспекты искусства. Второй уровень – эстетические двухчасовые классы.

Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.

Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).

Однако задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования разняться.

Главной задачей обучения детей на профильном уровне обучения является углубленное обучение изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса и выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях (профориентационная работа).

Методика проведений занятий значительно отличается по структуре, продолжительности и направленности. В образовательном процессе происходит деление на отдельные дисциплины; живопись, композиция, рисунок, декоративно-прикладное искусство, история искусств, дизайн и др.

Система дополнительного образования – кружки, ДХШ.

Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.

Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки.

Живопись. Пластическая и свето-воздушная организация пространства. Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных и краткосрочных работ. Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, используемые в декоративно – прикладном искусстве. Синтез архитектуры, скульптуры, монументального и прикладного искусства. Форма, цвет, текстура и фактура в предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация и декорирование. Виды композиций и способы их построения. Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптура композиция. История искусств. Мировой историко-художественный процесс – это не ряд параллельных национальных «линий», а сложная сеть взаимных пересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений, что всякая культура диалогична, и в разных культурах это свойство проявлялось и проявляется в разной степени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: