Выбор парциальных авторских образовательных программ дошкольного образования для разработки содержания регионального компонента Программы

 Согласно Закону часть Программы   формируемая участниками образовательных отношений, должна быть представлена, выбрана и/или разработана самостоятельно участниками образовательных отношений,  программами, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методиках, формах организации образовательной деятельности. Именно эта часть Программы должна показать специфику работы в конкретной Организации.

Региональный компонент, включающий содержание одной или нескольких авторских парциальных программ может быть представлен в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, методику, формы организации образовательной работы (если она им полностью соответствует).

Для разработки содержания регионального компонента рекомендуется выбирать парциальные программы не только по направленности соответствующий приоритетным направлениям образовательной деятельности Организации, но и по критериям актуальности, инновационного потенциала, потенциальной полезности, надежности и перспективности, а также соответствия выбранных программ друг другу.

Под актуальностью парциальных программ понимается их направленность на устранение несоответствий образовательной системы конкретной Организации требованиям Стандарта. Так, например, если Организация установит, что ей нужно совершенствовать исследовательскую деятельность дошкольников, в том числе в части наполнения содержания регионального компонента, то для нее будет актуальна программа, содержащая решение данного вопроса; если в Организации выявлены недостатки в духовно-нравственном или правовом образовании, то необходимо будет искать программу, ориентированную на данные проблемы.

Инновационный потенциал, надежность и перспективность парциальных программ в совокупности позволяют оценить потенциальную полезность программы для Организации. В равной степени актуальные для Организации программы могут обладать различным инновационным потенциалом для выполнения Стандарта в части реализации регионального компонента Программы.

Под критерием инновационного потенциала парциальных программ понимается степень потенциально возможного решения с их помощью задач Организации в плане реализации Программы, при этом основным показателем инновационного потенциала парциальных  программ может стать сокращение несоответствия между тем, что есть в образовательной системе Организации, и тем, что должно быть согласно требованиям Стандарта.

Важным для выбора программ является критерий их надежности. Под надежностью понимается вероятность получения ожидаемого эффекта от реализации парциальной программы.

Отбор парциальных программ рекомендуется также производить с точки зрения оценки их перспективности. Под перспективностью понимается такая характеристика программы, как ее способность долгое время не устаревать. Чем дольше сохраняются актуальность, научная обоснованность и новизна идей и подходов, содержащихся в программе, тем длительнее период ее существования и меньше вероятность того, что она в ближайшее время устареет.

С этой точки зрения, наиболее перспективны программы  разработанные на основе передовых научных идей и образовательных практик, служащие основой для решения наиболее актуальных проблем дошкольного образования.

Для разработки содержания регионального компонента Программы Организации могут выбрать как одну авторскую программу, так и совокупность нескольких парциальных программ, а также авторских методических разработок педагогов конкретной Организации.

Под совокупностью программ понимается не простое их множество, а некая целостность, которая включает программы одной направленности, не противоречащие друг другу с методологической точки зрения и взаимодополняющие друг друга с методической стороны для достижения целевых ориентиров Стандарта.

Таким образом, содержание регионального компонента Программы, созданное на основе прошедших экспертизу парциальных программ, и содержащихся в них идей, должно в итоге обладать методологическим и методическим единством, обеспечивающим качество дошкольного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: