Завершающий этап преддипломной практики – составление отчёта, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения дипломного проекта.
Отчёт о практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке дипломного проекта.
Отчёт состоит из нескольких разделов: введения, основной части и заключения.
Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам согласно программе практики. По возможности, включаются в отчёт и элементы научных исследований или характеристика выполненной за время прохождения практики работы. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем и увязывается с общим направлением проекта.
В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации.
Документация, характеризующая предметную область, листинги программ и другие документы приводятся в приложениях.
Структура отчёта оговаривается с руководителем дипломного проектирования. Рекомендуемое содержание и объёмы разделов отчёта по практике:
Введение (1-2 стр.).
1. Анализ предметной области (5-7 стр.).
2. Характеристика элементов информационной системы (7-10 стр.).
3. Комплекс задач автоматизации (3-5 стр.).
4. Анализ программных аналогов (3-5 стр.).
5. Техническое задание на проектирование (2-4 стр.).
Заключение (1-2 стр.).
Список использованных источников (1 стр.).
Приложение (не ограничено).
Раздел «Анализ предметной области» предполагает ознакомление с объектом практики и определения предметной области автоматизации. Предметная область должна быть описана, прежде всего, в аспекте исследуемых информационных процессов, их сильных и слабых сторон в целях будущего определения состава задач автоматизации. Характеризуя предприятие, описывается его деятельность, организационная структура. Необходимо акцентировать внимание на тех его структурных компонентах, которые в дальнейшем планируется использовать в дипломном проектировании, давая подробное описание предметной области.
По результатам общего знакомства с организацией в отчете необходимо отразить следующее:
1) Точное юридическое название организации, ее местонахождение; организационно-правовую форму, виды деятельности; краткую историческую справку.
2) Производственную и организационную структуру предприятия или подразделения, являющегося объектом практики.
3) Бизнес-процессы, представляющие собой сферу для автоматизации.
Во втором разделе «Характеристика элементов информационной системы» детально рассматривается существующая информационная система объекта практики или его подразделения.
Для анализа информационной системы предприятия студент должен:
1) изучить место и роль автоматизации обработки информации на предприятии, принципы ее организации;
2) дать характеристику основным компонентам ИС предприятия: программно-аппаратным средствам; информационным технологиям;
3) определить основные информационные потоки между подразделениями.
Раздел «Комплекс задач автоматизации» раскрывает следующие моменты:
- понятие об объекте автоматизации;
- функциональные задачи, решаемые при автоматизации объекта;
- характеристика системы первичных показателей и баз данных;
- перспективы совершенствования.
В данном разделе необходимо отразить общие сведения по задаче, указав, что представляет собой данный класс задач, в чем заключается его сущность и актуальность. Актуальность может быть подтверждена недостатками существующей информационной системы организации. При рассмотрении недостатков, присущих существующему состоянию дел на предприятии, целесообразно акцентировать внимание на тех из них, устранение которых в дальнейшем предполагается осуществить в дипломном проекте.
Наиболее распространенными недостатками являются:
- невозможность расчета показателей, необходимых для управления объектом, из-за сложности вычислений или чрезмерного объема информации;
- большая трудоемкость обработки информации (привести объемно-временные параметры);
- низкая оперативность, снижающая качество управления объектом;
- невысокая достоверность результатов решения задачи из-за дублирования потоков информации;
- несовершенство организации сбора и регистрации исходной информации;
- несовершенство процессов сбора, передачи, обработки и выдачи информации.
Раздел «Анализ программных аналогов» содержит описание существующих программных продуктов или ресурсов, решающих сходные задачи. Это могут быть программные продукты, представленные на Российском и мировом рынках. Необходимо кратко описать их характеристики, требования, цены, условия эксплуатации. Отметить их достоинства и недостатки.