Камень старца Филиппа Луганского

Святогор и Муромец

Легенды о богатырях времен Киевской Руси охватывают и территорию современного Донбасса. Будто на меловых горах богатыри Илья Муромец и Святогор нашли гроб с надписью: "Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет" и решили его "примерить". Лег в гроб Илья, но он для него оказался велик.

Святогор на картине Ивана Бибилина

Тогда Святогор лег в гроб, и его крышка вдруг закрылась. Илья пытался перерубить крышку, но с каждым ударом на гробе возникали железные обручи. С тех пор те горы на Донетчине так и называются - Святогорские. По другой легенде, Святогор не умер в гробу, а уснул. А разрубить обручи на его гробу может только меч Сварога. Якобы, когда найдется смельчак, который тот меч отыщет и освободит Святогора, тогда и сбежит из этого края вся нечисть.

 

ЛЕГЕНДА О САРМАТАХ.
Впервые описал отчасти природу, отчасти людей южнорусских степей приморских — всю первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией, известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и прозванный «отцом истории».
По его свидетельству, давным-давно, может, две, а то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки. Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен, посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в неведомые для них края. Долго плыли пленницы.
Как-то ночью, когда все воины спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в морскую бездну...
Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их к неизвестному берегу.
Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь.
Амазонки взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад.
Через какое-то время они заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не скрывающих их из виду, травах.
Не теряя времени, девушки поймали лошадок и поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром.
А как подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. Они перешли с ними Танаис и остались там жить вместе. От их браков вроде бы и пошло племя сарматов.

 

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.
Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться — до дома ого-го еще сколько топать!
И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат — лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная — черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала.
Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать...
Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась — сгорел вместе с лопушиными листьями.
— Ты смотри? — поразился охотник. — Земля горит! Или наваждение бесово?
Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед затем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
«Вот так чудасия! — еще больше поразился охотник. — Горит-таки земля!»
Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.

 




















Дух Шубина

Эта мистическая история о призраке шахтера Шубина берет свое начало во времена основания первых шахт на Донбассе. Есть несколько ее версий. Первая повествует о том, что Шубин работал в одной из шахт сжигателем газа метана. Была такая отдельная шахтерская специальность лет 150 назад, когда еще не существовало датчиков для обнаружения метана. Тогда по вырубке ходил человек с факелом и сжигал газ, собирающийся в воздухе. Эта работа была очень опасна, и Шубин в конце концов погиб от взрыва, а его дух стал хранителем шахт и шахтеров.

Шубин в парке кованых скульптур в Донецке

По второй версии, Шубин работал обычным горняком вместе со своими товарищами, и однажды его бригада погибла от взрыва, а выжил только он. После этого Шубин не выдержал такого горя и сбежал под землю, больше его никто живым не видел. А впоследствии шахтеры из разных уголков Донбасса будто бы видели странную фигуру в черном тулупе и с огнем в руке, которая предупреждала их об опасных участках под землей. Так и пошла молва о том, что Шубин оберегает шахтеров от смерти.

Донбасский Шубин – это какбы прототип уральской мифической Хозяйки Медной горы, среди шахтеров бытует поверье, что если увидел Шубина, нужно увольняться с шахты, пока жив и здоров.

Камень старца Филиппа Луганского

В Луганске чтят диакона Филиппа, которого местные верующие считают святым, хотя он до сих пор не канонизирован. Филипп Елисеевич Горбенко родился 22 ноября 1858 года в крестьянской семье на Черниговщине. В Луганск он приехал в конце XIX века, прожил в городе до 1956 года, и умер в возрасте 98 лет. Говорят, жил скромно, в келье. Во времена после кровавой революции большевиков Филипп бывал на окраине Луганска, в Александровске, где располагалось большое барское поместье Юзбаша с садом и могучими дубами, а также старинный Свято-Вознесенский собор, который пережил кровавый террор и работает до сих пор.

Легенда гласит о том, что в 1938 году Филипп спешил в собор, когда его встретили комсомольцы и начали издеваться над его верой и набожностью, требуя совершить чудо. Рядом с ними лежал ствол поваленного дуба. Филипп стал перед ним на колени и произнес молитву, а затем ударил палкой и произнес: "Дуб этот обратится в камень в память обо мне и во свидетельство чудес Божиих, а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Ибо камень этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере. Пока не расцветет".

Фото Реальная Газета

И, как будто, в тот же момент дуб превратился в камень. Также, по легенде, Филипп приказал не трогать его с места, иначе будет беда. Однако камень переносили дважды, впервые его в свое имение перенес местный бизнесмен 1990-х Карен Андреасян. В 2003 его нашли мертвым в строительном вагоне. Потом дерево-камень перевезли в Луганск и поставили у могилы старца Филиппа на недействующем уже кладбище, где впоследствии построили часовню и церковь. О Филиппе говорят, что он будто бы трижды видел Богородицу, а неизвестный художник написал с этого образа икону. Она стала прообразом памятного знака в центре Луганска, а также храма возле него.

Сохранились предания о пророчествах старца, в одном из которых сказано следующее: "Луганск в центре западет, уйдет под землю, и там будет озеро, и к этому озеру будут приезжать и молиться люди".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: