Взаимодействие школьного психолога с родителями

Основные вопросы родителей к психологу

Итак, с чем же родители приходят к психологу на консультацию, какие основные вопросы они задают?

А) Во-первых, это жалобы на непослушание, невнимательность, неусидчивость и т.д. В основе этих жалоб нередко лежит незнание родителями возрастных норм развития и установка на образ всегда послушного, удобного ребёнка. В ряде случаев бывает достаточно объективной оценки психологом развития ребёнка, чтобы снять повышенные требования к нему

Б) Во-вторых, жалобы родителей на отсутствие воли, по мнению Г. Б. Бурменской и Е. И. Захарова в их основе лежат необъективно завышенные требования по отношению к доступной произвольности ребёнка. Такие требования могут быть следствием низкой самооценки родителя, его неопытности, эгоцентризма и другими психологическими проблемами, которые требуют более глубокой проработки на уровне семейных отношений

В) В-третьих, это жалобы родителей на излишнюю самостоятельность, инициативу, которые также связаны с неверными установками родителей на воспитание детей, недооценку личностных форм общения и игровой деятельности, идеала беспрекословного послушания, и ориентированность на авторитарную форму общения. Избавление родителей от подобного рода заблуждений также является задачей школьного психолога.

Консультация родителей подростка

Рассмотрим подход Шострома к консультированию родителей подростков.

По мнению автора, первичная цель консультирования родителей заключается в том, «чтобы вместе помочь ребенку канализировать его чувства в форме конструктивных действий. Часто родители успокаиваются, узнав о том, что «бунтарское» поведение является необходимой составной частью процесса взросления».

Барух говорит о том, что родителям необходимо дать подростку три вещи: понимание, практическую сексуальную информацию и помощь в становлении в качестве независимой личности. Понимание затруднено без принятия.

А) Подростку должно быть разрешено безбоязненно выражать свои чувства, а родителям необходимо пытаться принять его право на возражение. В процессе терапии в то время как родитель учится проговаривать свои настоящие чувства со своим ребенком, он учится лучше понимать себя и ребенка.

Б)

Родители могут быть уверены в том, что подросток нуждается в

их помощи, для того чтобы научиться выражать свои чувства и контролировать действия. Барух предлагает пять способов канализации этих негативных чувств в социально приемлемых действиях:

 

1) вербализация обиды;

2) записывание негативных чувств;

3) рисование картинок неприятных людей;

4) живопись, моделирование и игра на сцене;

5) занятие играми, как например, теннис, шашки, шахматы, для того чтобы отработать в них семейные «баталии» или отношения со сверстниками.

 

В)

Для того чтобы понять подростка, родители должны реально

понимать, что детские представления и прошлые чувства заставляют его действовать тем способом, которым он это делает. Причиной неприятных действий являются негативные чувства, источники которых могут лежать в раннем детстве. Терапия с подростком должна освобождать основныедетские переживания, которые являются причиной нездоровых действий в подростковый период.

Г)

Необходимо рассказать родителям о том, как они могут помочь своему ребенку избегать опасного поведения. Это может быть осуществлено двумя способами. родитель может прогнозировать определенные

интересы подростка. Занятия спортом тому могут быть примерами.

можно научить родителей принимать негативные переживания подростка и вербализировать их в споре с родителями. Часто родители выражают недовольство: «Как насчет меня? Я тоже имею чувства». Их необходимо убедить в том, что им также иногда необходимо выражать чувства. Они могут выразить гнев, а впоследствии, если они будут чувствовать сожаление по этому поводу, искренне раскаяться. Обычн для родителя является открытием, что подросток понимает и принимает ситуацию, когда узнает, что у родителя тоже могут быть свои проблемы.

Д) Родителям необходимо убедиться в том, что ограничения поведения подростка все еще необходимы. Барух предлагает три причины для ограничений, которые могут быть понятны подростку: «Это важно для здоровья и безопасности. Это важно для защиты имущества. Это общественно приемлемо, а также важно для соблюдения закона и порядка».

 

Сотрудничество с учениками

1. Мнение Ш. А. Амонашвили

Ш. А. Амонашвили исследовал сотрудничество и способность

детей к нему. Он отмечал необходимость учета самоценности ре-
бенка, его личности. Однако, на наш взгляд, интерес представляет
включение сотрудничества в механизм продуктивно-творческой ин-
теграции социально-личностного обучения, изучаемого Ш. А. Амо-
нашвили. Он берет за основу определение сотрудничества как «гар-
монического взаимосодействия» (П. К. Анохин). Совершив переход
от когнитивной педагогики к социально-личностному обучению,
Ш. А. Амонашвили, тем не менее, включает сотрудничество в осно-
ву обеих технологий.

 









Аспекты гумманистического подхода

А) Большее внимание к мышлению и чувствам, чем к получению информации

 

Б) Формирование и развитие у детей позитивных «Я-концепций»

 

В) Акцент на коммуникацию и создание благополучного психологического климата

 

Г) Признание и формирование личностных ценностей

 

Ролевая игра

Педагогический совет. Вся группа делится на родителей, учителей, ребёнка, завуча, директора и одного психолога. Проблема такова – у ребёнка плохая успеваемость в школе. Каждый из участников должен задавать психологу вопросы и стараться действовать исходя из получения результата и своих интересов. Психологу же нужно убедить каждую из сторон в том, что он компетентно справится со своей работой и постараться объяснить каждому тонкости его работы и успокоить всех.

 

После игры происходит обсуждение, на котором у психолога спрашивают какого ему было под таким обильным натиском и готов ли он столкнуться с таким в реальной жизни

 

 

Список литературы

1. Речицкая Е.Г., Зуробьян С.А.: «Учебное сотрудничество в системе обучения детей с нарушениями слуха: Учебно-методическое пособие»

 

2. Попрядухина Н.Г.: «Психологическая служба в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие»

 

3. Якиманская И.С., Биктина Н.Н.: «Психологическое консультирование: учебное пособие»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: