Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому л ибо циркулирует между ними.
Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное и деятельностное общение (Р.С.Немов).
Средства профессионально-педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия.
В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.
Функции профессионально-педагогического общения
ü Информативная
ü Воспитательная
ü Функция познания людьми друг друга
ü Функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности Реализация потребности в контакте с другим человеком
|
|
ü Функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения
ü Функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера
ü Функция открытия ребенка на общение Функция соучастия
ü Функция возвышения личности ученика
Технология педагогического общения выполняет три функции:
1) «открытие» ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
2) «соучастие» ребенку в педагогическом общении – достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
3) «возвышение» ребенка в педагогическом общении – это не завышенная оценка, а как стимулятор
Учитывая формы взаимодействия людей в процессе их деятельности выделяют следующие виды общения, которые классифицируются по разным признакам:
ü По контингенту участников
ü По направленности
ü По включенности в основную деятельность
ü По продолжительности
ü По степени завершенности
ü По контингенту участников
ü Межличностное общение
ü Лично-групповое общение
ü Межгрупповое общение
По направленности
Личностно - ориентированное общение
Социально - ориентированное общение
По включенности в основную деятельность
Деловое общение
Внедеятельностное общение
По продолжительности
Длительное общение
Кратковременное общение
По степени завершенности
Законченное общение
Прерванное общение
Технология реализации педагогического общения:
1 стадия -моделирование педагогического общения
2 стадия -организация непосредственного общения
3 стадия -управление общением
|
|
4 стадия -анализ хода и результатов осуществлённой технологии педагоги- ческого общения. Названные стадии характеризуют поэтапное развёртывание педагогического общения.
Технология педагогического требования
Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.
Основные правила предъявления педагогического требования:
· скрытая педагогическая позиция,
· этикет в оформлении требования,
· детализация выдвигаемых требований,
· акцентирование на положительной программе действий,
· положительное подкрепление требования,
· терпеливое ожидание результатов.
Посредством педагогического требования осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры.
Эффектность педагогического требования возрастает, если педагог постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на высоком уровне культуры.
Технология педагогической оценки
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.
Оценить – значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь».
Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.
Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.
Технология педагогического конфликта
Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации.
Педагогический конфликт разрешается при реализации функций «снятия психического напряжения».