Содержание профессионально-педагогического общения

Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому л ибо циркулирует между ними.

Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное и деятельностное общение (Р.С.Немов).

Средства профессионально-педагогического общения

Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия.

В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

Функции профессионально-педагогического общения

ü Информативная

ü Воспитательная

ü Функция познания людьми друг друга

ü Функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности Реализация потребности в контакте с другим человеком

ü Функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения

ü Функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера

ü Функция открытия ребенка на общение Функция соучастия

ü Функция возвышения личности ученика

Технология педагогического общения выполняет три функции:

1) «открытие» ребенка на общение – призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;

2) «соучастие» ребенку в педагогическом общении – достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;

3) «возвышение» ребенка в педагогическом общении – это не завышенная оценка, а как стимулятор

Учитывая формы взаимодействия людей в процессе их деятельности выделяют следующие виды общения, которые классифицируются по разным признакам:

ü По контингенту участников

ü По направленности

ü По включенности в основную деятельность

ü По продолжительности

ü По степени завершенности

ü По контингенту участников

ü Межличностное общение

ü Лично-групповое общение

ü Межгрупповое общение

По направленности

Личностно - ориентированное общение

Социально - ориентированное общение

По включенности в основную деятельность

Деловое общение

Внедеятельностное общение

По продолжительности

Длительное общение

Кратковременное общение

По степени завершенности

Законченное общение

Прерванное общение

Технология реализации педагогического общения:

1 стадия -моделирование педагогического общения

2 стадия -организация непосредственного общения

3 стадия -управление общением

4 стадия -анализ хода и результатов осуществлённой технологии педагоги- ческого общения. Названные стадии характеризуют поэтапное развёртывание педагогического общения.

 

Технология педагогического требования

Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.

Основные правила предъявления педагогического требования:

· скрытая педагогическая позиция,

· этикет в оформлении требования,

· детализация выдвигаемых требований,

· акцентирование на положительной программе действий,

· положительное подкрепление требования,

· терпеливое ожидание результатов.

Посредством педагогического требования осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры.

Эффектность педагогического требования возрастает, если педагог постоянно подчеркивает свое уважение к детям, а для этого формы его обращения и поведения должны соответствовать этическим нормам, позволяющим педагогу в любой ситуации оставаться на высоком уровне культуры.

Технология педагогической оценки

Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Оценить – значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь».

Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.

Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.

Технология педагогического конфликта

Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации.

Педагогический конфликт разрешается при реализации функций «снятия психического напряжения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: