The Emotion Tree (дерево эмоций)

Основы анатомии человека.

Освоение выражений лица

Для тех, чья работа над иллюстрациями связана с персонажами, выражения лица сравнимы с монитором компьютера: если он работает неправильно, то вся встроенная в его жёсткий диск блестящая техника потрачена впустую.

Человеческое лицо стоит на самой вершине иерархии вещей, к которым обращается взгляд: если лицо видно в данной композиции, то самое первое, на что мы смотрим, это на его выражение. Тело выражает действие, но лицо - это окно во внутреннюю жизнь человека, и отражение этой внутренней жизни в образе определяет различия между умелым, наблюдательным художником (или писателем) и деревянным. Это две весомые причины, ради которых мы должны поработать над этим конкретным навыком. Живое выражение лица может компенсировать недостатки в пропорциях (частично потому, что взгляд не сможет оторваться от лица!), но не наоборот - персонаж с лицом, подобным восковой маске, выключается.

Рисование мимики стоит на грани самой действительности и представления о ней. Так театральные актеры должны поддерживать свою актерскую работу большей жестикуляцией и театральной речью, чем обычно, потому что «нормальные» выражения лица не видны аудитории, поэтому мы, отбросив мысль «как будет выглядеть печальное лицо» сосредоточимся на том, «какие выражения лица будут читаться как печаль». Другими словами, иллюстрация должна восполнить жизненные подсказки, которых нет на бумаге.

В этом уроке я расскажу о частях лица, которые меняются, выражая эмоции, а затем покажу, как достигается широкий спектр выражений лица. Я попыталась включить много сложных эмоций, но это ни в коем случае не отражает весь спектр того, что может выразить лицо. Диаграмма работает так же, как цветовой круг: любые два цвета могут быть смешаны, но если вы смешаете слишком много, получите неопределённый сероватый оттенок. Точно так же мы можем ощущать много эмоций одновременно, но чем более многочисленны и/или противоречивы они, тем больше лицо принимает двусмысленую маску, как будто они отменяют друг друга. Нет никакого рецепта успеха, есть одно большое эмпирическое правило: то, насколько хорошо вы рисуете эмоцию, связано с тем, насколько хорошо вы способны стимулировать эту эмоцию в себе, другими словами, чувствовать её, когда рисуете и представляете свою реакцию - точно так же, как убедительный актёр.

Дерево эмоций, используемое здесь, - это моя собственная система ветвления, и я нахожу это удобным, но это, конечно, не научная классификация, и всё можно устроить по-другому. Метки лучше понимаются в связи друг с другом, а не как абсолютные значения, потому что разные люди не только будут выражать эмоции по-разному, они также будут интерпретировать их по-разному в зависимости от опыта и культуры. Эмоция, которую я обозначаю как «сердитую», может показаться вам «взбешённой», или, может быть, ваш персонаж настолько сдержан, что его гнев будет выглядеть только «расстройством» на моей диаграмме. Здесь важно только то, что «сердитый» сильнее, чем «расстроен» и слабее «яростного». Лишь один полезный факт: исследования показывают, что выражения счастья, грусти, гнева, страха, удивления, отвращения и интереса являются универсальными в разных культурах.

Как выражение лица отражает наши чувства

Глаза

Многое можно выразить одними глазами. Колебания век, положение радужки и размер зрачка создают тонкие, но ощутимые различия в выражении, так как глаза являются центром притяжения взгляда на лице. Они определяют всё выражение, поэтому убедитесь, что у вас есть глаза, прежде, чем переходить к остальным чертам. В Дереве эмоций глаза открыты и состояния зрачка описаны жирным шрифтом, как показано ниже:

Под alert я подразумеваю глаза в их естественном состоянии в период бодрости. Они не должны быть более открытыми, чем спокойные глаза, но в рисунке без лишней детализации веки рисовать не надо, потому что они придают «non-alert».

Зрачок может быть трёх размеров:

Широкий (dilated) зрачок не от испуга или ширины глаза (единственным исключением является состояние глубокого ужаса). Узкий (contracted) зрачок не из-за расслабления или сонливости.

Обратите внимание, что светлые глаза (синий, серый) всегда выглядят шире, чем тёмные, зато тёмные глаза всегда выглядят более спокойными, чем светлые. Поправка на эти факторы, так или иначе, всегда необходима, чтобы глаза выглядели правильно. На диаграмме только светлые глаза потому, что мне хотелось показать зрачки.

Брови

Брови очень утончённы в выражении эмоций. Я обнаружила, что самое малое изменение бровей может изменить выражение лица, которое я рисую. Для простоты изучения разделим бровь на две части, которые могут двигаться почти независимо: основание брови и дугу. Я сказала "почти", потому что одна часть всегда немного сдвинется вслед за другой. Они обе могут оставаться спокойными, поднятыми, опущенными или в комбинации этих состояний в зависимости от эмоции, как показано в таблице:

Каждое сжатие может бровей может быть разным по силе, что также влияет на общую форму (и создает складки над носом и на лбу), есть много очень тонких оттенков, которые здесь невозможно показать. Пользуйтесь чутьём и своими наблюдениями.

Рот

Область рта вторая, сразу за глазами, часть лица для выражения эмоций. Вы найдете детали положения губ (и дополнительных особенностей, таких как ямочки, зубы...) в Emotion Tree, но здесь есть примечание о формах рта, которые создаются комбинацией изгибов каждой губы.

1. Кончики губ вверх: усмешка, природная (открытая) форма рта.

2. Линия верхней губы выгнута, нижней вогнута вниз: сверхсчастливый - рот открыт более, чем обычно, возможно, чтобы закричать.

3. Кривые обеих губ вогнуты: смятение, страх (углы рта расслаблены, но нижняя губа страдальчески вздёрнута).

4. Верхняя губа вверх, нижняя вниз, но верхняя изогнута больше: челюсть отвисла. Всё расслаблено.

5. Губы выглядят так, как будто хотят соединиться в середине, углы рта раздвинуты: это рот, раскрытый в гневе.

Нос

Нос - не самая выразительная черта, но он вспыхивает под определенными эмоциями (гнев, плач, отвращение, возбуждение) и даже морщится у основания во время крайнего гнева и отвращения.

The Emotion Tree (дерево эмоций)

Это моя классификация из 58 простых выражений лица, большинство из которых комбинируются в зависимости от эмоции. От Blank (бесстрастного) лица они разветвляются на пять основных эмоции: Relaxed (расслабление), Surprised (удивление), Smiling (смех), Angry (гнев) Sad (грусть). Признаки каждой эмоции указаны ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: