Задачи для самостоятельного решения

Практическая работа №1

Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Время: 1 час

Оборудование: инструктивные карты,   красная книга растений.

 

Ход работы

 

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по экологии.

4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое воздействие можно назвать антропогенным?

2. Что такое экосистема? (стр. 116)

3. Чем отличаются агроэкосистемы от естественных экосистем? (стр. 131)

4. Приведите примеры естественных экосистем.

Дополнительный материал к работе.

Практическая работа №2

Тема: Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

 

Цель: исследовать жильё человека на соответствие экологическим нормам, способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

Время: 1 час

Оборудование: инструктивные карты, справочный материал

Ход работы

 

Опишите собственное жильё, выбрав и оценив пункты, соответствующие Вашему жилью:

1. Обои: бумажные (4 б.) побелка (5б.) виниловые (2б.) моющиеся (2б.)

2. Пол: деревянный (5) ламинат (4) линолеум (2) теплый пол (1)

3. Ковры, шторы: нет (5) немного (3) много (2)

4. Окна: деревянные (5) пластиковые (3)

5. Вентиляция: кухня (5) ванная (5) туалет (5) форточки (5)

6. Проветривание: часто (5) редко (3) никогда (2)

7. Потолок: побелка (5) обои (4) натяжной (3) плитка (2)

8. Цветы: много (5) среднее кол-во (3) нет (2)

9. Влажная уборка: 1р. в неделю (3) 2р. в неделю (4) 3р.в неделю (5)

10. Естественное освещение: отличное (5) хорошее (4) плохое (2)

Большие открытые окна, окна закрыты окна, солнечная сторона не солнечная шторами всегда

11. Мебель: натуральное дерево (5) из ДСП и ДВП (3) мебели мало (4)

12. Вода: колодец, скважина (5) водопровод без фильтра (2) водопровод с фильтром (4)

13. Домашние животные: много (2) один (3) нет (5)

Проанализируйте свои результаты.

 

Если среди оценок преобладает «5», то экологическое состояние жилья соответствует нормам.

 

Если преобладают «4» и «3», то жильё не совсем соответствует нормам и необходимо принять посильные меры: чаще делать влажную уборку, проветривать, пылесосить, завести цветы.

 

Если большинство оценок «2», то жильё не соответствует нормам и необходимо принять меры по кардинальному изменению условий жилья.

 

 

Сделайте и запишите вывод.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ НА ТЕМУ: «ГОРОДСКАЯ СРЕДА»

1. Дайте определение понятию «Городская среда».

2. Выберите из предложенного списка загрязнителей окружающей среды те, которые относятся к химическим (А), биологическим (Б) и физическим (В):

1) Пыль

2) Сернистый газ

3) Ионизирующее излучение

4) Фенол

5) Сажа

6) Электромагнитное поле

7) Плесень

8) Шум

9) Нефть

10) Вибрация

3. Можно ли квартиру назвать экосистемой? Обоснуйте свой ответ.

4. Какой вред наносит строительство зданий и сооружений окружающей среде?

5. Решите творческую задачу. Во дворе дома экологами зафиксирована сильная загазованность территории. Ученые посоветовали жителям провести озеленительные работы. Чем они руководствовались, предлагая такое решение?

6. Известный факт, что новая мебель выделяет в окружающее пространство загрязняющие вещества. Как вы думаете, через пять лет выделение вредных веществ мебелью уменьшится или увеличится? Ответ обоснуйте.

7. В городской экосистеме выделяют несколько типов проблем. Какие это проблемы? Выберите несколько вариантов ответа.

А) природно – экологические

Б) климатически – экологические

В) техногенно – экологические

Г) строительно – экологические

Д) социально - экологические

8. В чем заключаются принципы зеленого строительства? Дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

9. Поясните, почему дорожное строительство наносит вред окружающей среде.

10. Какие меры можно принять, чтобы уменьшить загрязнение в Вашем доме?

Практическая работа №3

Тема: Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

  • Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем, способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

Время: 2 часа

Оборудование: инструктивные карты, справочный материал.

 

Ход работы

Задача (Разбирают вместе с преподавателем).

Задача 1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг (масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

30 000кг - 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона

Задачи для самостоятельного решения

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек - филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки – кузнечики – лягушки - змеи- орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки – кузнечики - насекомоядные птицы - орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: