Типы экономической системы: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика»

 

Вариант №8

 

 

Обучающейся 2 курса

Направления подготовки: 06.03.01 Биология

Форма обучения: очная
Группа Б-б-о-183

Научный руководитель: старший преподаватель

кафедры экономической теории Андрющенко Е.С.

 

Дата сдачи 24.05.2020

Оценка(балл)

 

                                         Симферополь, 2020


Вариант 8

Теоретическая часть

1. Типы экономической системы: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная.

2. Полезность и её виды. Кардиналистская и ординалистская концепции полезности.

3. Инфляция: сущность и виды.

Практическая часть

Задача 1.

1. Совокупные издержки для совершенно конкурентной фирмы имеют следующие значения:

Q 0 10 20 30 40 50 60 70 80 85 90 100
ТС 10 20 33 45 47 55 60 65 80 100 135 155

 

1. Найдите совокупный доход для каждого объема выпуска, если цена товара, выпускаемого фирмой, равна 1,5 ден. ед.

2. Постройте график кривых совокупного дохода и совокупных издержек.

3. Исходя из графика, ответьте на следующие вопросы:

- какой временной период отражает график: краткосрочный или долгосрочный? Почему?

- какова величина постоянных издержек фирмы?

- при каких объемах выпуска фирма получает нулевую экономическую прибыль?

- при каких объемах выпуска продукции фирма получает прибыль?

- при каком объеме выпуска фирма получает максимальную прибыль?

Задача 2.

Еженедельные расходы семьи на потребление описываются функцией: С = 60 + 0,6 Yd

Определить:

1) Расходы семьи на потребление и величину сбережений при каждом уровне дохода;

2) МРС и MPS;

3) На основании полученных данных построить график потребления и сбережений.

Располагаемый доход Потребление Сбережение
0    
150    
250    
350    
450    
550    

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретическая часть

1. Типы экономических систем............................................................................4

2. Полезность..........................................................................................................9

2.1. Виды полезности........................................................................................10

2.2. Кардиналистская и ординалистская концепции полезности..................11

3. Инфляция: сущность и виды...........................................................................13

 

Практическая часть

4. Задача 1..............................................................................................................16

5. Задача 2………………………………………………………………………..18

6. Список использованных материалов………………………………………..19

 

 


 


Теоретическая часть

Типы экономической системы: традиционная, рыночная, командно-административная, смешанная

    Экономическая система – это 1) способ организации хозяйственной деятельности общества, в соответствии с которым решается проблема распределения ограниченных ресурсов; 2) установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического   продукта; 3) организация экономической     жизни.

  Традиционная экономическая система характеризуется следующими отличительными     особенностями:
1) крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда;
2) все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями;
3) организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.
    В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня    развития.

 

    Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) сложилась в XVII в. И прекратила свое существование в конце XIX в. – начале XX в., значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную     систему.
Отличительными чертами этой экономической системы являются:

1) частная собственность на экономические ресурсы (факторы производства);
2) рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности через цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, в условиях свободной конкуренции;
3) наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.
    Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.
    Мощным стимулом развития и совершенствования производства выступает стремление предпринимателя максимизировать свой доход (прибыль), посредствам эффективного использования факторов производства и максимально широкой реализации своих творческих и организационных способностей.

 

    Смешанная экономика (социально-ориентированная рыночная экономика или современный капитализм) – н аиболее гибкая экономическая система: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.
Ее основными чертами    являются:
1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной,   корпоративной);
2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной    сферы.
    В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.
    Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса. Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.
    В последние десятилетия в странах Запада и наиболее развитыx странах других регионов мира все более рельефно выступают контуры будущего социально-ориентированной рыночной экономики. Ее характерными чертами являются:
- изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. Так, в России уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре ВВП;
- рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;
- новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на     работе;
- повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных    ресурсов;
- гуманизация (социализация) экономики, в результате чего, главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек ("человеческий потенциал");
- информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);
- ренессанс малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;
- глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической    операцией.

 

    Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая) господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Ее характерные черты следующие:
1) общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы;
2) сильная монополизация и бюрократизация    экономики;
3) централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
    При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
    Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
    В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям – промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменения общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
    Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного     комплекса.
    Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате     труда.
    Нежизнеспособность этой системы сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

 

2. Полезность

    Потребитель распределяет свои покупки в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор благ, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Итак, на принятие решения о покупке какого-либо товара влияют

следующие основные факторы:

- полезность товара U= f (A,B,C,D) – степень удовлетворения,

получаемого субъектом от потребления товара;

- цена товара (P);

- доход покупателя (I).

 


































Виды полезности


    Общая полезность (TU - англ. - total utility) некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага.
    Предельная полезность (MU - англ. - marginal utility) — это прирост полезности, извлекаемой потребителем из дополнительной единицы конкретной продукции. Общую полезность можно определить как TUn = U1+U2+...+Un, где Un – полезность последней единицы блага, n – номер конечного блага в его общем количестве.
    Соответственно, предельная полезность MUn = TUn - TUn-1, где MUn –приращение полезности, ТUn – общая полезность при потреблении n-го количества блага, а TUn-1 – общая полезность при потреблении предыдущего количества     блага.

Рис.1. Изменения общей и предельной полезности.

2.2. Кардиналистская и ординалистская концепции полезности

           Кардиналистская (количественная) теория полезности предполагала измерение субъективной полезности, или удовлетворения, которую потребитель получает от потребления благ, в зависимости от их потребляемого количества. При росте потребления общая полезность растет, а предельная полезность (прирост полезности от потребления дополнительной единицы) падает. Кардиналистскую теорию предельной полезности предложили представители австрийской школы маржинализма. Австрийская школа получила свое название от происхождения ее основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера, Эйгена фон Бем-Баверка, Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Визера. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял и Альфред Маршалл.
    Кардиналистами предполагалось, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую, но и предельную полезность как дополнительное увеличение уровня благосостояния, получаемого при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
    Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. При росте количества потребляемого товара предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается – это закон убывающей предельной     полезности.
Предельные полезности товаров F, C:
           Закон убывающей предельной полезности нередко называют первым законом Госсена (Герман Гейнрих Госсен (1810-1858) - немецкий экономист ХIХ века), который заключает в себе два положения:
1) убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным     благом;
2) убывание полезности каждой единицы блага по сравнению с ее полезностью при первоначальном     потреблении.
    Второй закон Госсена формулирует условия оптимума потребителя: при заданных ценах и бюджете он максимизирует полезность, когда отношение предельной полезности и цены одинаково по всем потребляемым им благам. Из закона следует, что рост цены блага при неизменности цен на все прочие блага и том же доходе вызывает снижение соотношения предельной полезности его потребления и цены, то есть более низкий спрос.
    Кардиналисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах –     ютилах.
           Позднее было доказано, что создать точный количественной измеритель полезности невозможно, и возникла ординалистская (порядковая) теория полезности, включившая в себя положения кардиналистской теории как частный    случай.
    Согласно ординалистской теории (Вильфредо Парето), ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения с другими благами. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, то есть оптимизация состава потребительской корзины. Полезность самих потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке     (ординалистски).
    Ординалистский подход к оценке предпочтений потребителя основывается на следующих    предположениях:
1) рациональности (транзитивности). Если набор А лучше набора В, а набор В лучше набора С, то набор А предпочтительнее набора С;
2) предпочтения потребителя сформированы и в момент принятия решений не меняются;
3) блага имеют датировку, один и тот же набор в разное время имеет разную полезность;
4) количество блага можно менять непрерывно, то есть они однородны, и их можно     измерить;
5) непосредственная обмениваемость благ: любые блага можно обменять, если их стоимости (P*Q) равны;
6) в основе поведения потребителя лежат следующие установки:
    · потребители практически всегда предпочитают большее количество товара     меньшему;
    · полезность каждого отдельного товара в ряду однородных товаров различна (как правило – убывает). Предельный (маржинальный) анализ, определяющий полезность товара по последнему товару в их ограниченном ряду.
    В реальности эти предположения могут не соблюдаться.

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: