Само понятие «Педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф.Каптерева «Педагогическая психология»(1876г).
Выделяют три этапа становления педагогической психологии.
1. Общедидактический этап ( середина 17в - конец 19века)(Я.А.Коменский, А.Дистервейг, П.Ф.Каптерев).
На этом этапе возникла необходимость «психологизировать педагогику».
Если в «Дидактике» Я.А.Коменского психологическая сторона образовательного процесса разработана недостаточно, то в работах А.Дистервейга, К.Д.Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя.
К.Д.Ушинский предложил целостную концепцию развития человека, где ребенок стоит в центре воспитания и обучения; необходимо всесторонне изучать психику и личность ребенка.
П.Ф.Каптерев проанализировал труды дидактов и разработал психологический подход к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания, как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма и развитие способностей.
С.Т.Шатский разработал целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.
2.Экспериментальный этап (конец 19 века- начало 50-х годов 20 века) (А.Бине, А.П.Нечаев, Дж.Уотсон, Л.С.Выготский, П.П.Блонский).
Это этап в процессе которого происходит:
-оформления педагогической психологии в самостоятельную науку,
-появление первых экспериментальных работ;
- формирование особого психолого-педагогического направления-педологии.
Второй этап характеризуется широким распространением школьных психологических лабораторий, появлением экспериментально-педагогических программ и тестовых методик психодиагностики развития учащихся
3.Теоретический этап(с 50-х г. 20 века по настоящее время)
На этом этапе происходит разработка теоретических основ психологических теорий обучения:
- Б.Скиннер (1954г) выдвинул идею программированного обучения;
- П.Я.Гальперин (60-70 г.г. 20 век) Теория поэтапного формирования умственных действий;
- Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов (70г. 20 век) Теория развивающего обучения;
- М.Махмутов (70-80г.г. 20 век) Целостная система проблемного обучения.
Таким образом, на современном этапе развития педагогической психологии происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.
Лит-ра по возрастной и педагогической психологии:
1.ГамезоМ.В., ПетроваЕ.А., ОрловаЛ.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. Сфера;2001г.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. ПСТГУ; Москва; 2013
4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. А. Зимняя; гл. ред. Д. И. Фельдштейн; ред. С. К. Болдырева [и др.], 3-е изд., пересмотр. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2010. - 448 с.
5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко; рец. Н. К. Карпова. - 6-е изд. стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 542 с