Классификация и виды чрезвычайных ситуаций

 

Количественные параметры чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера закрепляет Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304[4].

Постановление Правительства дает классификацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увязывая такие параметры этих ситуаций, как территория, количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, и материальные потери (таблица 1):

Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера[5].

Характер ЧС Параметры ЧС
локальная - территория не выходит за пределы территории объекта - количество пострадавших не более 10 человек - размер материального ущерба не более 100 тыс. рублей
муниципальная - территория не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения - количество пострадавших не более 50 человек - размер материального ущерба не более 5 млн рублей
межмуниципальная - территория двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенная территория - количество пострадавших не более 50 человек - размер материального ущерба не более 5 млн рублей
региональная - территория одного субъекта РФ - количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек - размер материального ущерба свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей
межрегиональная - территория двух и более субъектов РФ - количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек - размер материального ущерба свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей
федеральная - количество пострадавших свыше 500 человек - размер материального ущерба свыше 500 млн рублей

 

Утвержденная Правительством Российской Федерации классификация выглядит слишком формализованной, она не дает представления о спектрах причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, многообразии их форм, игнорирует чрезвычайные ситуации трансграничного характера и возникающие за пределами территории Российской Федерации, в ликвидации последствий которых России принимать участие приходилось неоднократно, а также предельно острые чрезвычайные ситуации, ведущие к установлению режима чрезвычайного положения.

Утвержденный в 2016 году ГОСТ Р 22.0.02-2016 ГОСТ Р 22.0.02-2016. «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения»[6], утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.09.2016 N 1111-ст[7],различает чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные).

Чрезвычайные ситуации классифицируются по следующим признакам, рассмотренным на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация чрезвычайных ситуаций[8].

Сфера возникновения, которая определяет характер происхождения ЧС. По этому признаку различают ЧС природного, техногенного, социального и экологического происхождения.

Ведомственная принадлежность, т.е. в какой сфере экономики случилась данная чрезвычайная ситуация:

- в промышленности;

- в строительстве;

- в коммунально-бытовой и энергетической сфере;

- на транспорте;

- в сельском и лесном хозяйстве.

1) Масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, количество пострадавших, количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, материальный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС. По этому признаку чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения и для ее ликвидации достаточно сил и средств данного объекта.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района и для ликвидации последствий достаточно сил и средств имеющихся в непосредственном подчинении местной власти.

К объектной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ. Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.

К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0.5 млн., но не более 5 млн и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ.

К глобальной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ.

Источники ЧС и объекты их воздействия представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Источники ЧС и объекты их воздействия[9].

Главной задачей в области обеспечения общественной безопасности является высокая готовность органов экстренных служб к быстрому взаимодействию по предупреждению, предотвращению и принятию необходимых мер по обеспечению безопасности жизни каждого гражданина РК в экстренных случаях природного и техногенного характера.

Взаимодействие органов правопорядка и экстренных служб, в первую очередь, включает в себя информационный обмен и слаженную работу всех структур при обстоятельствах, представляющих опасность для жизни и здоровья населения. В подобных ситуациях необходимо отметить особую роль информационно-коммуникационных технологий, позволяющих оперативно обмениваться данными и выступать средством для своевременного информирования и оповещения населения о предстоящей опасности и угрозах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: