Содержание
Введение. 3
Зарождение модерна. 4
Архитектура модерна: основные черты, направления. 6
Архитектура русского модерна. 8
Модерн в архитектуре Москвы.. 8
Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга. 14
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21
Введение
В истории архитектуры конца XIX века произошел резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка. В результате этих поисков появился новый стиль – модерн. Само название – «модерн», говорит о его новаторской сущности, стремлении к появлению чего-то нового. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Появился огромный интерес к быстро развивавшейся технике, новым типам зданий и конструкциям.
Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы – Австрии, Бельгии, Германии – новый стиль, довольно быстро распространился и в России. Появлению нового стиля способствовали экономические связи между странами, и так же издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Например, журналы «Строитель», «Зодчий», архитектурные ежегодники и другие издания рассказывали на своих страницах о новинках архитектуры.
|
|
Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в обыденной окружающей жизни. Стиль модерн развивается в основном в архитектуре. Характерным для него является разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы, не сочетаемых, геометрических форм с пластичными линиями.
Зарождение модерна
Модерн или стиль «модерн» (франц. mоdеrnе от лат. mоdеrnus - новый, современный) - это стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начале XX вв., а точнее период развития европейского искусства на рубеже XIX - XX вв., включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название «модерн».
Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения общественных противоречий. Социальная природа модерна коренилась в осознанном еще романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи, с чем в искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой - искусство рассматривалось как средство социального преобразования общества.
|
|
Период модерна относительно короток и имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880х гг. до 1914 г., начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
На возникновение «нового искусства» повлиял романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе после наполеоновских войн, и символизма, оформлявшегося в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870 - 1880х гг. Но подлинной основой «нового стиля» является не идеология рубежа веков, а смена принципов формообразования, имеющая более глубокие внутренние причины. Рубеж XIX - ХХ вв. имел значение этапа, завершающего грандиозный цикл развития европейской культуры, начинавшегося еще в пору античности.
Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.
Русский модерн – стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком» *. Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн. в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.
Абрамцевский кружок * - объединение русских деятелей искусств и ученых. Действовал в усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова - в Абрамцево– в 1870—1890-х гг.
Архитектура модерна: основные черты, направления
Главной особенностью искусства Модерна является то, что новое в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства.
Для архитектуры модерна характерна антиэклектическая направленность, поиски стиля. Вместо механического объединения элементов различных стилей модерн предлагал идею синтеза различных видов искусств.
Стиль модерн развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Чертой стиля можно назвать то, что дома оформляют «изнутри наружу». Это означает, что внешний облик строения определяется его интерьером. Оформление словно перетекает из одной комнаты в другую, при этом главным элементом считается лестница. Модерн отличается от других стилей еще и подчеркнутой декоративностью.
Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы.
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.
|
|
В оформлении фасадов зданий все чаще стали применяться большие стеклянные витражи, кованый металл, необработанный природный камень.
Основополагающие черты стиля:
- приглушенные мягкие цвета (табачный, серо-голубой, пыльно-сиреневый);
- плавное перетекание линий и цвета, имитация природных форм растений;
- гнутая мебель, золотой фон на стенах, эмаль, латунь, медь;
- каркасные металлоконструкции зданий;
- арочные окна — продолговатые с растительной инкрустацией, по форме напоминающие витрину магазина;
- прямоугольные двери плоской конфигурации с мозаичным рисунком.
Дом Бальо. Антонио Гауди
Арочные окна являются одной из основных черт стиля модерн.