Материализм и нигилизм

Идеализм Гегеля и Шеллинга в середине XIX века были заменены антропологическим материализмом Людвига Фейербаха и другими левыми гегельянцами. Сторонник антропологического материализма в России Н. Г. Чернышевский в произведении «Антропологический принцип в философии» (1860) определяет материализм как учение, в основе которого «лежит уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим... гипотезам». Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основе его сознания и социального существования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека.

В 1860-х годах на российские умы стал также влиять механистический материализм, предложенный Людвигом Бюхнером; материализмом были охвачены так называемые «нигилисты[15]», идеологами которых были Дмитрий Писарев (1840-1868), Николай Добролюбов (1836-1861) и Чернышевский. Рассчитанное на возмущение, заявление Писарева о том, что «сапоги более ценны, чем Шекспир», оно было, по сути, призывом к социальной активности, а также сообщением о полезности науки и техники. Самый выразительный мыслитель лагеря «нигилистов», Чернышевский, напротив, выступал за подлинное искусство, которое было бы преображающей жизнь практикой, а не праздным развлечением. Подъём нигилизма ознаменовал радикализацию идей и начало революционизма.

Социально-исторические идеи

Менее влиятельной была умеренная либеральная мысль таких мыслителей, как Константин Кавелин (1818-1885) и Борис Чичерин (1828-1904), отстаивавших с гегелевской позиции идеалы правового государства в политической теории и всеобщего «высшего синтеза» религии и философии. Константин Леонтьев (1831-1891) выступал с резкой критикой современного западного общества по эстетическим соображениям и призвал к православию. Теория «культурно-исторических типов» Николая Данилевского (1822-1885) выдвинула циклическую модель истории, в которой уставшая Романо-Германская цивилизация должна уступить свое место более молодой Панславянской. Идеи Данилевского оказали влияние на авторов «почвенничества».

Народничество

В конце 1860-х и 1870-х гг. более ранний материализм был поглощён широким социальным, культурным и идеологическим движением –«народничеством». Его лидеры Лавров и Николай Михайловский (1842-1904) объединили позитивистскую эпистемологию и материалистическую метафизику с эволюционистским взглядом на историю. Целью народников был социализм в России, построенный на базе сельской коммуны. Однако их взгляды как на цель, так и на пути её достижения варьировались от анархизма Бакунина и Петра Кропоткина (1842-1921) до конспиративного терроризма Петра Ткачёва (1844-1886). Однако, как и их материалистические предшественники, эти мыслители не создали определенной философии, т.к. были заинтересованы социальными изменениями. Как точно подметил Михайловский, слияние «правды» и «справедливости» в русском слове «правда» стало одной из самых распространённых черт русского философского мышления. Михайловский также сформулировал «субъективный метод» в социологии, который был призван усилить способность индивидуумов влиять на ход истории. Народничество позже превратилось в политическую партию социалистов-революционеров, самого мощного левого соперника большевиков, и его идеи продолжали своё влияние даже после своего окончательного краха в 1920-х годах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: