Общая субъектность | Очень вис. | Высокий | Средний | Ниже сред. | Низкий |
1 - 0,89 | 0,88-0,77 | 0,76-0,53 | 0,52-0,39 | 0,38 - 0 |
Ниже приводятся характеристики уровней общей субъектности (по показателям разницы в самооценке между “Я-идеальным” и “Я-реальным” образами субъектности). Чем ближе показатель разницы к 1,0, тем выше уровень самооценки респондента по критериям субъектности.
1. Очень высокий уровень (завышенная самооценка)свойств субъектности: избыточная уверенность, удовлетворенность собой, беззаботность в делах (уровень субъектности – 1 - 0,89).
2. Норма субъектности (нормальная самооценка): оптимальная активность со значительной уверенностью в реализации намерений. Уровни по шкале: 1) высокий (0,88 - 0,77); 2) средний (0,76 - 0,53) уровни субъектности.
3. Низкий уровень субъектности (заниженная самооценка): состояние стресса, повышена напряженность, неадекватность реакций, неуверенность, безнадежность. Уровни: 1) ниже среднего (0,52 - 0,39); 2) низкий (0,38 - 0).
В соответствии с данной градацией оцениваются характеристики уровней “В”, “И”, “Э” факторов (табл. 3).
|
|
На основе полученных результатов определяются характеристик субъектности респондента. Существенным является определение “В”, “И”, “Э” факторов субъектности, с учетом разницы в самооценке личности, которые определяют преимущества и недостатки личности в психосемантическом измерении.
Бланк методики “СДС” позволяет построить профиль субъектности личности. Для этого нужно соединить линиями точки оценки респондента по каждой из 60 шкал, отдельно для “Я-идеального” и “Я-реального” характеристик субъектности.
Конечные результаты разницы между показателями “Я-идеального” и “Я-реального” образов субъектности по шкале общей субъектности (“ОС”), или по отдельным шкалам “В”, “И”, “Э”, могут быть со знаком минус (“–”). Подобные результаты указывают на неадекватность в работе респондента, что делает результаты недостоверными.
Для определения валидности характеристик “СДС” использован метод корреляционного анализа, показывающий достоверные связи между показателями “СДС” и стандартизированными методиками (см. [5]). Проведенное базовое исследование на выборке студентов-выпускников педагогического, экономического и технического профилей (189 чел.) и опытных учителей (55 чел.) показало, по результатам статистической обработки данных, наличие значимых корреляций между показателями методики “СДС” и данными о субъектных свойствах самостоятельной активности стандартизированных психодиагностических методик. Корреляционный анализ данных, в исследовании на выборке студентов-педагогов (189 человек), показал наличие следующих достоверных связей показателей “СДС” (коеф. линейной корреляции Персона (r < 0,01 и 0,05). Позитивной связи между показателями “Я-реального” (шк. 58) (см. табл. 5) образа субъектности и “интернальности общ.” (“УСК” Е.Бажина, шк. 50 = 0,49), а между показателями разницы в самооценке субъектности по “СДС” – негативный (шк. 59 = – 0,29). То есть, характеристики самооценки субъектности респондентами по “СДС” совпадают с их самооценкой личных свойств интернальности по “УСК”, другие шкалы “УСК” тоже имеют корреляции со шк. 59). Тогда как, между показателями “Я-идеального” (шк. 57) и интернальностью, нет связи, кроме “интерн. в области неудач” (шк. 52 = 0,31). Это указывает на то, что шкалы “СДС” и вопросы “УСК”, относящиеся к шк. 52 интернальности, построены специфически относительно исследования фактора самоконтроля в аспекте избегания неудач,, то есть субъектной рациональности и предупредительности личности, и данные свойства респонденты желают реализовать или сформировать в себе.
|
|
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа показателей “СДС”
с показателями других методик
“ СДС” | УСК (Е.Бажин) | |||||||
И.об | Ид | Ин | Ио | Ип | Им | Из | ||
50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | ||
“Я-идеальное” | 57 | 0,1 | 0,03 | 0,31 | 0,01 | 0,13 | 0,05 | 0,06 |
“Я-реальное” | 58 | 0,49 | 0,42 | 0,31 | 0,17 | 0,28 | 0,51 | 0,28 |
Разница “Я” | 59 | -0,29 | -0,31 | -0,01 | -0,12 | -0,13 | -0,36 | -0,19 |
Вол. (разница) | 60 | -0,31 | -0,26 | -0,02 | -0,33 | -0,05 | -0,32 | -0,22 |
Эмоц. (разница) | 61 | -0,4 | -0,33 | -0,15 | -0,27 | -0,24 | -0,47 | -0,25 |
Интеллект. разница) | 62 | 0,01 | -0,01 | 0,22 | -0,01 | 0,12 | -0,01 | -0,04 |
Примечание. Нумерация шкал в табл. дана относительно всех методик.
Также, негативная корреляция между показателями разницы в самооценке по “СДС” по “вол. кач.” (шк. 60) и показателями интернальности (50 - 56) (табл. 5): “интерн. общ.” (шк. 50 = – 0,31); “Ид” (шк. 51 = – 0,26); “Ио” (шк. 53 = – 0,33); “Им.” (шк. 55 = – 0,32); “Из” (шк. 56 = – 0,22). “Эм. качества” (шк. 61) коррелируют с “интерн. общ.” (шк. 50 = – 0,4) и другими шкалами “УСК”. “Интел. кач.” (шк. 62) не имеют корреляций (по шк. 62 есть связь только с “интернал. в области неудач” (шк. 52 = 0,22).
Здесь мы можем видеть соотношение шкал методик “СДС” и “УСК” (Е.Бажина (E.Bazhin)), что указывает на аналогию и своеобразие характеристик шкал оригинальной методики “СДС” в их соотношение со шкалами стандартизированного теста-вопросника “УСК” (Е.Бажина (E.Bazhin)). Надо сказать, что последний, представляет собой тоже условный инструмент, позволяющий раскрыть отдельные специфические аспекты психологической природы уровня субъективного (то есть с точки зрения личности) контроля своей жизнедеятельности в отдельных сферах жизни.
Следует отметить, что указанные шкалы самооценки субъектности “СДС”: шк. 59-62, показывают разницу в самооценке между “Я-идеальным” и “Я-реальным” образами (представлениями) субъектности личности, поэтому, мы имеем отрицательные корреляции данных шкал с показателями субъектности других методик. То есть данные шкалы “СДС” указывают на субъективную оценку респондентами своей активности и характеристики самоорганизации и самоуправления в аспекте особенностей потенциального и актуального в направленности личности. В сущности? самооценка самоактуализации субъекта показана шк. 59 - “Я-реальное” и составляющими ее показателями шкал; “Вол.”, “Эмоц”, “Интел.” (без учета разницы из “Я-идеального”).
5. Корреляция между показателями “эмоциональной устойчивости” (по результатам теста Г. Айзенка (G.Ayzenk) „Темперамент” “EPI”) и показателями методики “СДС”. Отрицательная связь шк. 59 - “Я-реальное” с фактором “нейротизма” (шк. 48 = - 0,45) говорит о несовместимости данных свойств, а с “экстраверсией” (шк. 47) нет значимой корреляции (0,08). Другие характеристики показаны в табл. 6.
|
|
6. Значимые связи с показателями интеллекта по результатам теста Г.Айзенка (G.Ayzenk) „IQ” не обнаружены.
7. Присутствует корреляция шк. 59 - “Я-реальное” “СДС” с показателями “МЦО” (выборка студентов-педагогов - 189 человек): с шк. 66 “личност.-творческие” мотивы (0,47), с позитивным отношением (шк. 69 = 0, 41), с фактором интровертной зависимости актуализации целей (шк. 72 = 0,37), что говорит о значительной идентичности данных шкал, определяющих факторы субъектности. Другие характеристики показаны в табл. 7.
Таблица 6
Корреляции показателей методик “СДС” и „EPI”
“СДС” | Айзенк А | ||
Экстраверсия | Нейротизм | ||
47 | 48 | ||
“Я-идеальное” | 57 | -0,11 | -0,17 |
“Я-реальное” | 58 | 0,08 | -0,45 |
Разница “Я” | 59 | -0,15 | 0,22 |
Вол. (разница) | 60 | -0,26 | 0,19 |
Эмоц. (разница) | 61 | -0,22 | 0,23 |
Интеллект. разница) | 62 | -0,03 | 0,22 |
Таблица 7
Корреляции показателей методик “СДС” и „МЦО”
“МЦО” | “СДС” | |||||
Я-ид
| Я-реал | Разница | Разница % | |||
Вол. | Эмоц. | Интел. | ||||
57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | |
64 | -0,34 | -0,61 | 0,3 | -0,1 | -0,18 | -0,28 |
65 | 0,16 | 0,16 | -0,03 | 0,02 | 0,23 | 0,06 |
66 | 0,16 | 0,47 | -0,3 | -0,1 | 0,02 | 0,26 |
67 | 0,01 | -0,1 | 0,11 | 0,12 | -0,25 | 0,04 |
68 | 0,34 | 0,37 | -0,07 | 0,2 | 0,17 | 0,04 |
69 | 0,21 | 0,41 | -0,21 | -0,1 | 0,17 | -0,13 |
70 | -0,25 | -0,36 | 0,12 | 0,28 | -0,2 | 0,13 |
71 | -0,16 | -0,38 | 0,24 | -0,3 | -0,15 | 0,01 |
72 | 0,17 | 0,37 | -0,2 | -0,1 | 0,05 | -0,07 |
73 | -0,19 | -0,3 | 0,12 | 0,2 | -0,05 | 0,05 |
74 | -0,16 | -0,38 | 0,24 | -0,3 | -0,15 | 0,01 |
Приведенные характеристики указывают на валидность показателей теста “СДС”.
Надежность “СДС” установлена путем ретестовой корреляции на смешанной выборке (112 чел.), статистически значимые результаты которой, составляют высокий уровень достоверности r < 0,94.
Сходные характеристики корреляций методики “СДС” были получены на выборке опытных педагогов, а также студентов экономического и технического профиля обучения. Это указывает на универсальность тестового содержания методики и на возможность его использования в исследованиях представителей разных возрастных (от 16 до 60 лет), половых и социальных группах.
Результаты исследования, на указанных выше группах, подтвердили наличие достоверных связей между факторами субъектности “СДС” и свойствами субъектности личности: интернальности, мотивами творческой самореализации, свойствами самостоятельности и активности и эмоциональной устойчивости.
|
|
Валидность и надежность методики “СДС” подтверждена в работах Н.А. Антоновой (докторская диссертация), М.В. Агулова (кандидатская диссер.) и др. [8].
Выводы. Таким образом, методика “СДС” стандартизирована по параметрам оценки данных и формализована по процедуре проведения исследования, а также обработки и интерпретации данных, и, следовательно, может использоваться как психодиагностический тест для измерения характеристик субъектных свойств и качеств личности.
Список источников
1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. – М.: Изд. МГУ, 1980. – 128 с.
2. Богданов В.А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 143 с.
3. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психол. жур. – 2002. – Т. 23. – №1. – С. 72-80.
4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наук. думка, 1989. – 200 с.
5. Дьяков С.І. Модель психосемантического анализа и оценки субъектности личности // Психологическая диагностика / научно-практич. журнал. № 1, 2014. – С. 36-56.
6. Дьяков С.И. Психосемантическая самоорганизация личности как субъекта сознательной активности / С.И. Дьяков // Психология в вузе. Научно-методич. журнал. – 2014. – № 3. – С. 17-32.
7. Дьяков С.И. Категриально-концептуальная роль языка и речи в формировании метапрограммы жизни субъекта // Вісник Харківського університету. Серія “Психологія”. – № 937. – Харків. – 2011. – С. 71-82.
8. Дьяков С.И. Субектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования. Издание 2-е переработанное и дополненное. Учебное пособие. – М.: ФЛИНТА: Наука,,2015. – 349 с.
9. Знаков В.В., Павлюченко Е.А. Психология субъекта. Самопознание субъекта // Психологический журнал – 2002. – Том 23. – № 1. – С. 31– 41.
10. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1985. – 319 с.
11. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
12. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности \\ Психологич. журн. – 2013. Т. 34. – № 2. – С. 5-16.
13. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Издат. “Речь”, 2005. – 624 с.
14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
15. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002. – 480 с.