Техника «alla prima» «по сырому»

 Термины «по сырому», «по влажному» или «по мокрому» являются общепринятыми в акварельной живописи и обозначают один и тот же метод – нанесение краски на влажную бумагу, или на бумагу, на которой уже есть не высохшая краска, которая может растечься. Краску можно так же наносить слой за слоем, не дожидаясь просыхания предыдущих слоев. Техника «по сырому» позволяет создать различные цветовые эффекты, дает возможность максимально использовать текучесть акварели. Цвета смешиваются и перетекают один в другой без резких очертаний и границ. Одной из характеристик этого метода является непредсказуемость. Не всегда можно точно предвидеть, что получится при нанесении краски на мокрую бумагу.

Нужно учитывать, что краска, нанесенная поверх другой в данном случае, не смешиваясь, частично вытесняет предыдущую, создавая всевозможные эффекты, зависящие как от влажности бумаги, её вида, так и от используемых красок, поскольку различные пигменты при смешивании ведут себя по разному. Нанесенная краска продолжает двигаться вплоть до высыхания и, высохнув, значительно высветляется, теряя интенсивность цвета и тона. Можно также в некоторой степени контролировать процесс, наклоняя планшет и позволяя краске течь в нужном направлении.

 

 

Лист №2 «Упражнение по теме цвет»

 

На методическом листе представлены контрасты дополнительных цветов.

Самый простой из всех видов контрастов, представляет сочетание чистых цветов спектра. Наиболее сильный контраст создают базовые цвета: синий, красный и желтый. Для понимания сути этого контраста, нужно ввести понятие цветового круга.

Исаак Ньютон еще в 17 веке разложил солнечный цвет на 12 оттенков спектра и поместил их на круге. Кроме 7 основных цветов радуги, в такой круг входят еще переходные цвета.

Самый сильный контраст по светлоте образую белый и черный, при сравнении оттенков серого контраст снижается. Но контрастными по светлоте могут быть не только ахроматические (черный, белый и серый) цвета. И здесь нам опять пригодится цветовой круг. Если перевести хроматические цвета в черно-белую гамму, то мы увидим разные оттенки серого – от почти белого (жёлтый) до почти черного (фиолетовый). Самый слабый контраст создают красный и зеленый, так как в черно-белом виде соответствуют примерно одинаковому оттенку серого.

Насыщенность оттенка определяется присутствием в нем чистого хроматического цвета. Добавление ахроматических белого, черного или другого хроматического цвета снижает насыщенность. Таким образом, контраст по насыщенности возникает между чистым и приглушенным оттенком. Важно отличать контраст по насыщенности от контраста по светлоте: контраст светлого и темного в пределах одного тона необязательно является контрастом по насыщенности.

Контраст по тепло-холодности: Опять обратимся к цветовому кругу. На первый взгляд, кажется что на одном полюсе находятся "горячие" оттенки – красный, желтый и оранжевый, а на противоположном – "холодные": синий, фиолетовый, зеленый. Но это ощущение верно, пока речь идет о сравнении чистых цветов спектра между с собой. Объективно же, цвет по температуре нейтрален, и теплыми или холодными являются его оттенки, за счет примеси желтого или синего пигмента соответственно. Нюансы температуры часто даже не различимы нетренированным глазом.

Контраст дополнительных цветов: Цвета контрастны, потому что расположены на разных полюсах цветового круга. Оранжевый к синему, красный к зелёному контрастны, потому что противоположны, полярны, но при этом гармонично смотрятся вместе и друг друга дополняют.

Контрасты бывают по насыщенности: цвета разной насыщенности контрастны. Один и тот же цвет разбелённый и затемнённый будут контрастны.

Симультанный контраст: Физически такого вида контраст не существует, этот контраст лишь особенность цветовосприятия человеческого глаза и мозга. Суть его в том, что хроматический или ахроматический цвет, помещенный на цветной фон, приобретает оттенок дополнительного к фоновому (противоположного на круге) цвета.

Контраст площадей  основан на восприятии объектов в виде цветовых пятен, занимающих разную площадь. Контраст площадей обычно усиливает другой вид контраста. Особенности восприятия гласят, что светлое смотрится крупнее, по сравнению с равным по площади темным.

На методическом листе представлены варианты игры контрастов теней от белого предмета на разном фоне. Варианты фона взяты из цветового круга тень от предметов, как падающая, так и собственная будет контрастного цвета. Пример: от зелёного предмета тень будет красной, от жёлтого – фиолетовой.

Контрасты дополнительных цветов можно проследить пронаблюдав на примере предмета белого цвета, помещённого на разный фон. Взаимодействие фона чистого цвета цветового круга и белого предмета проявляется на тени от предмета. Тень приобретает цвет, полярный цвету фону. Собственная тень у белого предмета на жёлтом фоне будет фиолетовая, на фиолетовом – жёлтая, на оранжевом – синяя, на синем – оранжевая, на красном – зелёная, на зелёном – красная.

 

 

Лист №3 «Взаимодействие цветов»

 

В реалистическом изобразительном искусстве применяются приёмы, которые служат для оживления предметов – это блик, полутень, тень, рефлекс.

Рефлексы на предметах имеют очень важную роль. Рефлексы служат для показания формы, цвета и фактуры предметов и о том, что предметы связаны между собой отражаясь, друг от друга. В мире рефлексы есть у всех предметов. Можно лучше это понять, если представить каждый предмет зеркальным (или взять зеркальный предмет), на котором отражаются все окружающие его в пространстве предметы. Наблюдается это на чайнике, потому что у него поверхность, близкая к зеркальной.

Виды теней: полутень, собственная тень, падающая тень

Тень - это противоположное свету. Где тень, там нет яркого света.

Падающая тень - это как бы проекция предмета, от которого она падает на плоскость под действием падающего света на предмет. Это тот же предмет, только 2D и искажённый от угла падающего света и плоскости, на которой эта тень лежит.

Тень, как и рефлекс, говорит о форме предметов, а так же о том, с какой стороны находится источник света.

Свет, это сильный рефлекс, который образуется от сильного предмета освещение. Этот источник на столько производит свет, что освещает им всё, падая на предметы, которые начинают светиться, отражая, подобно зеркалам этот свет, смешанный со своим цветом. Свет от предметов попадает на стоящие рядом предметы и образует рефлексы.

Предметы освещения: солнце, лампа, свеча и т.д.

При написании натюрморта в помещении при дневном свете световые блики на предметах будут холодного цвета. Это происходит от того что, даёт блик не солнце, а небо холодного голубого цвета.

Тень на предметах будет тёплой, по законам физики цвета, представленных на примере контрастов дополнительных цветов.

При написании натюрморта при искусственном источнике света происходит наоборот: свет – тёплый от жёлтой лампы, а тень холодная.

 

Лист №4 «Ошибки в компоновке натюрморта на формате»


 

 

На этом методическом листе показаны возможные ошибки, при компоновке предметов.

Объекты могут быть слишком крупные из-за приближенности постановки или композиция слишком отдалина или фигуры уходят в край листа

Это можно избежать путём ограничения рамками.

Распространённая ошибка – это не правильное вымерение соотношений предметов.

Для этого нужно проверять себя, мерея карандашом.

Чтобы избежать ошибок нужно видеть композицию целиком, не акцентируя внимание на одном предмете, «размытым взглядом» видеть постановку и понять, какую она имеет форму целиком. Проанализировать таким способом все объекты композиции по отдельности и в каких местах они со прикасаются.

 

Лист №5 «Анализ формы»


 

Методический лист содержит в себе информацию, которая поможет при написании натюрморта.

Начинается всё с разложения сложной формы на простые составляющие. На этом этапе нужно вспомнить способ рисования простых геометрических форм (шар, цилиндр, куб, усечённый конус). Нужно понять, из каких форм состоит предмет. Поняв, на какую форму он похож в целом нужно вписать предмет в эту форму.

Для правильного построения объектов с эллипсами (предмет вращения) нужно на рисунке отмерить его вертикальную серединную линию. По этой линии отмерить пропорции с двух сторон от линии. В эллипсе обозначается срединная линия чуть выше середины, что позволяет увидеть неточности в рисовании эллипса и скорректировать их по бокам. Она чуть выше середины, потому что эллипс уходит в перспективу, значит вверх, потому что на натюрморт расположен ниже уровня горизонта и на него смотрят свысока. Чем ниже объект, тем эллипс будет сильнее раскрыт. На уровне горизонта и выше его эллипса не будет видно.

Свето-тоновое разложение поможет лучше увидеть и определить расположение блика, тени, рефлекса, падающей тени. На листе показаны виды собственной и падающей теней. Их форма зависит от формы самого предмета, от которого падает тень и угла направления света. Тень ложится на предмет с учётом формы предмета.

Пример зеркальных объектов позволяет дать большее представление о рефлексах. Все предметы, расположенные рядом друг на друге отражаются.

Для написания натюрморта нужно определить, какого цвета каждый предмет. Если два предмета имеют один и тот же цвет, то надо понять, в чём различие этих цветов. На методическом листе, для лучшего понимания цвета показана шкала цветов, которые имеют объекты в композиции.

Анализ формы предмета позволяет её чётко понять. На примере с модульной сеткой, проходящей по форме предметов объект лучше воспринимается в деталях и ньюансах формы. Объекты на переднем плане темнее, чем на заднем, этом самым показан эффект дымки вдали (сфумату), что позволяет лучше понять плановость всех объектов.

 

 

 

Лист №6 «Композиционные поиски и этюды»

 

 

На этом методическом листе представлены наброски постановки, сделанные с разных ракурсов и этюд в цвете и его чёрно-белый вариант.

К этюду в цвете приложена таблица цветов, которые были задействованы при работе. Это служит для разъяснения колористического спектра, в котором был выдержан этюд.

К чёрно-белому варианту приложена свето-теневая таблица. На ней представлен спектр цветов от самого тёмного цвета на участке предмета до самого светлого.

 

Лист №7. 1 Этап «Подготовительный рисунок»


На этом этапе идёт зарисовка постановки в верхнем углу листа. Это делается для определения масс и расположение предметов на листе. Отмеряются общие габариты предметов для определения вертикального или горизонтальном положения листа. При намечании постановки на листе нужно иметь ввиду, что расстояние между нижнем краем листа и фигурами должно быть меньше расстояния от верхнего края листа до верхушки предмета, расположенного выше всех.

Затем идёт линейное намечание объектов на листе.

Для этого намечаются рамки с помощью коротких черточек по бокам, в которых будет находиться натюрморт. Отмеряется ширина к высоте. По отмериванию намечаются рамки сверху и снизу. В эти рамки помещаются предметы. Определяются их размеры и соотношения между собой, в целом. Соотношения предметов друг к другу определяются путем отмеряния их высоты к ширине и друг к другу.


Лист №8. 2 Этап «Линейно-конструктивный рисунок»

 

На этом этапе идёт построение предметов, уточняются и конкретизируются каждый. Прорисовывается форма и её детали. Перед началом работы в цвете намечаются блики и рефлексы.

 

Лист №9. 3 Этап «Большие цветовые отношения»

Этап заключается в поиске больших цвето-тоновых отношений, начав живопись с определённого участка изображения. Предметы связываются по трём свойствам: цветовому тону, светлоте, насыщенности. Ведутся цветовые и световые отношения 2-ух – 3-х цветов и предметов. Тёмный предмет сравнивается по контрасту со светлым. Ведётся прокраска цветом по всей плоскости листа, намечая основной цвет предмета и тени, сначала небольшими пятнами. Во время ведения работы вся изображаемая плоскость должна находиться в поле зрения с применением метода сравнения.

 

 

Лист №10. 4 Этап «Решение цветового контраста»

 

Этот этап нацелен на проработку деталей, выявления пространства, работа над планами (задний план, средний, передний). Конкретизация форм и всей натурной постановки. Равномерно, по всей работе уточняется по цвету, светлоте, форме предмет. Постепенное совершенствование работы, обобщаются цветовыми оттенками. По мере необходимости исправляются неточности. Настраиваются контрасты между предметами и драпировкой.

 

 


Лист №11. 5 Этап «Работа над деталями»

 

Этот  этап подразумевает отношение подчинения колористического строя натюрморта целостности отношений. Расставляются акценты подчиняя композиционному центру. Добавляются детали на переднем плане. Проверяется насыщенность цветовых пятен на ближних и дальних планах, а так же в пределах локальных и цвето-тоновых пятен. Прослеживается плоскость касаний предметов с фоном и между собой. Дробные участки тени совмещаются лессировкой друг с другом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: