Глава 2 понятийный аппарат, соотношение базовых категорий

Соотношение категорий «труд», «отдых» и «досуг»

Противоречие «работа - досуг», заложенное еще Аристотелем, было продолжено марксистским признанием приоритета материального про­дукта и производства над другими видами и результатами труда, а за­тем было фетишизировано и часто неосознанно воспринято социолога­ми других школ.

Определяющая роль труда как антропогенетического фактора бес­спорна, но и сам труд как деятельность взаимосвязан с такими факто­рами социализации, как культура, религия, образование и демократия.

Не меньшую роль в жизни общества играют знания как результат духовной деятельности; мораль как инструмент нравственной самоор­ганизации индивида и общества; услуги как результат специфического вида деятельности.

Какие бы виды деятельности мы не выделяли - трудовую, высшую нервную, творческую, образовательную, потребительскую или досуго-во-рекреационную - классификация не поддается ранжированию и но­сит условный характер. Все сферы жизнедеятельности человека равно­значны. Долгое время досуг рассматривался как вознаграждение за труд. В основе определения досуга лежала идея об абсолютной подчи­ненности сферы досуга сфере труда. Отсюда вытекала оценка человека как производительной силы общества, а не как личности. Человек сво1 дился к понятию «работник».

Усилия по созданию и совершенствованию науки, искусства, танца, пения, поэзии, театра, прикладного творчества, искусства-общения, присущие «праздному классу» Т. Вебленом3 за труд не признавались, не признавалось и право на досуг. Современные социологи считают, что труд не может служить признаком, отличающим рабочее время от свободного ни в историческом прошлом, ни в настоящем. Предметы домашнего обихода зачастую носили художественно-прикладной ха­рактер, а песни, игры на посиделках и в обрядах составили основу

3 Веблен Т. Теория праздного класса. М., Прогресс, 1984 16

фольклора. Искусство танца, музицирования на светских раутах и балах приближалось к профессиональному уровню. А в настоящее время, ко­гда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда.

Поэтому признание приоритета материального продукта над други­ми видами результатов труда носит исторически преходящую форму оценки.

Разделение труда в классовом обществе отделило воспитание, обра­зование и досуг от сферы труда. Это позволило развиваться науке, тех­нике, искусству, классические образцы которого стали общечеловече­ским достоянием.

В промышленном обществе трудящиеся, ориентируясь на достиже­ния высших классов, стали повторять их опыт воспитания и образова­ния. Но переход от индивидуального к массовому, изменение масшта­бов воспитания и образования привели к потере качества, к стандарти­зации, нивелировке индивидуальных способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: