Будем всей душой тянуться к свету Христову

Слово на Евангелие от Матфея,

Гл. 6, стихи 22-23

Светильник для тела есть око (Мф. 6:22). Через глаза познаем мы свет, это все знают и понимают. Наукой точно изучено все, что происходит в глазах и в мозгу, когда на глаз действует свет. Но наука совсем не может объяснить, что означает сказанное далее: Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма (Мф. 6:22–23)? Мы же не видим, что наши тела излучают свет. А Иисус Христос говорит, что все тело наше может быть светлым,– этого наука не понимает. Бог открывает нам тайну бытия, ведомую Ему одному, Творцу мира. И нам надлежит вникнуть в смысл этих удивительных слов Господа.

Вы видели радугу на небе. Вы знаете, что она блещет различными цветами: зеленым, желтым, красным, фиолетовым. Радуга возникает вследствие преломления солнечного света в облаках. Проходя через облака, солнечный свет, который кажется нам однородным, распадается на составные части. Так мы узнаем, что он содержит в себе дивные цвета, которые видим в радуге. Значит, в состав солнечного света входят все эти различные лучи. Белым же солнечный свет представляется нам вследствие того, что они смешиваются.

Но все, кто изучал физику, знают, что не только небесные облака могут преломлять солнечный свет. Известно, что если луч солнца пропустить через стеклянную призму, он тоже распадается на многие цвета. Мы увидим полосу, состоящую из различных цветов, которая называется солнечным спектром, но в ней содержатся не только те видимые лучи, которые мы знаем по цвету, а и многие невидимые. Известно, что те лучи, которых мы не видим, но которые содержатся в солнечном свете, имеют необыкновенные, таинственные свойства, совсем непохожие на свойства солнечного света в его совокупности. Мы не знаем, как невидимые лучи влияют на наше тело. Только Господу известно действие всех лучей, входящих в состав солнечного света.

Все живое тянется к солнцу. Вы знаете, как светло и радостно чувствуем мы себя в ясный, солнечный день. Какая благость, бодрость, энергия, какое радостное настроение овладевают нами! Все наше тело как будто светится от энергии света. Это то, о чем говорит Иисус Христос, но сущность чего мы не понимаем. О свете обычном, солнечном, Господь сказал нам для того, чтобы показать разницу между этим светом и светом духовным,– тем светом, которым сияют не только души, но и тела святых. Таким духовным светом сияло лицо великого пророка Моисея, когда сходил он с горы Синайской, держа скрижали с заповедями, начертанными на них перстом Божиим.

Это тот свет, который по Божию произволению показал преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский горячо любимому своему другу, помещику Мотовилову. Беседуя с ним, батюшка Серафим вдруг сказал: «Посмотри на меня». Мотовилов устрашился, увидев как лицо его засияло Божественным светом. «Смотри, никому не говори об этом, тебе одному я показал»,– предупредил преподобный.

Светом души, светом чистого ума пронизано все существо добрых людей. Для многих слепых их тяжкое несчастье оказывается великим благодеянием Божиим, ибо они, ничем не развлекаемые, ничего суетного не видящие, глубоко сосредоточенные, смотрят в свое собственное сердце, отмечают каждое его движение, и такое наблюдение дает им свет духовный. Святые всегда были погружены в созерцание своего сердца, и великим Духовным светом сияло все их существо.

Сумеречный свет присущ душам людей, всецело преданных заботам и страстям века сего, мирской суете. Они живут в духовном полумраке. Нет света истины и любви в душах их. И только изредка, когда Господь посетит их милостью Своей, послав им несчастье и страдание, чтобы остановить их на суетном пути, заставить задуматься и оценить свою жизнь,– тогда свет их душ на время ярко вспыхивает.

Есть люди, совсем лишенные духовного света. Их сердца всегда исполнены вечного мрака. Это все ожесточенные, пребывающие в гордыне враги Божии, восставшие против Христа. Многие из них думают, будто несут свет, поскольку имеют хорошее образование. Но они глубоко ошибаются: все тело и все их помыслы, которые они считают глубокими, темны и лишены истины, ибо истина только в Боге, сказавшем: Я... Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6). Кто отвергается Его, тот отвергается самой жизни.

Об этих несчастных и говорит Господь: Итак, если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма? Если ты сам темен, тебя окружает великая духовная тьма, и ты все видишь в темноте, ибо не носишь духовного света в сердце и в уме. Таковы были книжники и фарисеи, и, обличая их после исцеления слепорожденного, Иисус Христос сказал: «Если бы вы были поистине слепы, то это еще не было бы бедой; но так как вы считаете себя зрячими, то горе вам, ибо не понимаете, что пребываете во тьме кромешной, и называете себя учителями народа, и беретесь учить людей» (см. Ин. 9:41).

Будем же всей душой тянуться к свету Христову, чтобы не объяла нас вечная тьма. Аминь.

15 июля 1945 года 16

Легко идти за Господом по тернистому пути

Слово на Евангелие от Матфея,

Гл. 11, стихи 27-30

 

Все Мне предано Отцем Моим (Мф. 11:27) – такие слова мог сказать только Истинный Сын Божий, Бог и Господь наш Иисус Христос. Вся вселенная, все бесчисленные звездные миры, все попечение о Чинах Ангельских, о роде человеческом, все исторические события в жизни народов, весь Промысл о мире, о человечестве и последний Суд над людьми – все предано в руки Его Отцом. Он – Вседержитель, и недаром так называется, ибо все содержит в длани Своей. Не есть ли это самое ясное свидетельство из уст Иисуса Христа о Его Божественности!

И никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11:27). Вот второе свидетельство о Божественности Иисуса Христа: Он ни для кого не постижим, а непостижимым может быть только Бог. Он непостижим дотоле, доколе Сам Отец не благоволит кому-нибудь открыть, что Он есть Истинный Сын Божий.

Так было со святым апостолом Петром. Когда Господь спросил учеников Своих, за кого они почитают Его, блаженный Петр ответил: ТыХристос, Сын Бога Живаго! Тогда Иисус сказал ему в ответ: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но мой Отец, Сущий на небесах (Мф. 16:17), а нелюди, не их разум.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф.11:28). Какие поразительные по дерзновению слова! Смеют ли уста человеческие сказать что-либо подобное? А Господь смеет. Он раскрыл Свои объятия, которые шире, чем от края земли и до края, и звал к Себе всех несчастных. Как много удрученных нуждой, согбенных старостью, сколько беззащитных, голодных, больных и обиженных, сколько страдающих от злобы сильных мира сего! Если собрать всех их с тех пор, когда были сказаны эти изумительные слова, и поставить плечом к плечу, то на земле не хватило бы места. И всех бесчисленных тру ж дающихся и обремененных призывает Спаситель наш, обещая им покой, которого так жаждут их души. О, Господи! Как Ты велик, как безгранично милостив, как всеобъемлюща Твоя любовь и как широки объятия!

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). Без смирения и кротости нельзя идти за Христом, нельзя стать Его чадами и учениками. Иго мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Все люди, желающие идти Его путем, должны понести это поистине сладкое бремя любви. Ибо кто возьмет его на себя, кто начнет исполнять заповеди Христовы, тот вскоре почувствует, что они невесомы. Почувствует, как изменяется его сердце, становится чистым, как изгоняется из него все греховное, и возблагодарит Бога за то, что возложил на него такое радостное бремя.

Эти слова, может быть, удивят вас, поскольку Господь сказал и то, что в мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33); и святой апостол Павел вторит Ему: Все желающие жить благочестиво гонимы будут (2 Тим. 3:12). Да, Господь учил, что в царство небесное надо идти узким и трудным каменистым путем.

Нам нужно уметь различать людей, остерегаться злых, которые не любят Христа и преследуют за Него, которые будут отдавать в судилища, бить и даже предавать смерти. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф. 10:16).

Вы спросите с недоумением: «Господи! Разве легко быть гонимыми?» В ваше сердце, может быть, закрадется сомнение, легко ли иго Христово. Я скажу вам: «Да! Чрезвычайно легко». Говорю не только от разума, а по собственному опыту. Должен засвидетельствовать вам, что, когда я шел по весьма трудному пути, бремя Христово не было нисколько тяжело, и путь был радостным, потому что я чувствовал совершенно реально, ощутимо, что Сам Господь поддерживает мой крест. Благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто пошел за Христом, ведь такого человека Господь не оставит одного,– Он идет рядом, укрепляя его.

Нетрудно идти путем добродетелей, ведь они обладают удивительным свойством: чем больше мы творим благих дел, тем становится нам легче и радостнее. Добро овладевает сердцем, и в душе водворяются покой и тишина. Избрав правый путь, сейчас же почувствуете содействие Божие, ибо любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).

От вас требуется только одно – не сворачивайте в сторону, идите прямыми стезями, которые указаны вам Богом.

Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). Значит, от нас в большой степени зависит стяжание его, только бы захотеть войти внего. А войти можно, лишь следуя по пути очищения сердца. Разве это слишком трудно для вас? Не думайте, будто бесконечно долог и труден такой путь.

Иные люди ради мнимых ценностей переносят невероятные трудности: стремясь получить образование, отправляются в далекие страны; чтобы накопить богатства, плывут по морям в дальние края, рискуя жизнью. Они ставят себе цель и, несмотря на опасности, достигают ее.

А нам разве так же трудно стяжать добродетель, как людям, стремящимся к благам земным, получить желаемое? Нам гораздо легче, ибо царство Божие внутрь нас. Господь сотворил нашу душу чистой и доброй и ничего злого не вложил в нее. От нас требуется только хранить, как великое сокровище, чистоту и простоту, данные душе Богом.

Радуюсь за вас и за себя, видя возрастающее ваше усердие к посещению храма Божиего. Далеко ли то время, когда начал я проповедовать при горсточке слушающих, а теперь вас все больше и больше, и вы просвещаетесь, слушая Слово Божие и толкование его.

Нелегко мне каждый день проповедовать, ибо я стар. Но удивительна помощь Божия: она безмерна в каждом добром деле. Господь Сам влагает слова в уста мне, когда нет у меня ни времени ни сил, чтобы приготовиться. И вам Господь будет помогать и даст Свою благодать, если вы стремитесь творить дела благие. Твердо усвойте это и никогда не сомневайтесь.

Будем жить как христиане, не по одному лишь названию. Надо оставить грехи, пойти путем добра к очищению сердец наших от всякой скверны. Не бойтесь вступить на этот путь, ибо царство Божие внутрь вас. Нужно только хранить его в сердце своем, и тогда Божия благодать будет умножать в наших душах плоды добра.

Ступайте смело, не бойтесь страхов, которыми пугает вас диавол, мешающий идти по узкому пути. Отгоните его Крестом Христовым, возведите очи свои горе' – и увидите Самого Господа, Который идет вместе с вами и облегчает ваше иго. Аминь.

28 января 1951 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: