После захвата Пекина интервенты несколько недель не могли выработать совместных требований к побежденным. Когда императорский эдикт от 7 сентября 1900 года оповестил о предании суду ряда сановников, виновных в поощрении восстания, об отстранении от должностей принца Дуаня и других, Германия потребовала, чтобы союзным державам было предоставлено решать, достаточно ли полон список наказуемых и соответствует ли мера наказания их «преступлениям».
4 октября 1900 года французские представители предложили как базу для переговоров ряд основных пунктов, включавших: 1) наказание виновников восстания и убийств иностранцев; 2) запрещение Китаю ввозить оружие; 3) надлежащую компенсацию союзным державам, компаниям и частным лицам; 4) образование в Пекине постоянной охраны посольств; 5) срытие фортов Таку; 6) военную оккупацию трех пунктов на дороге Пекин — Таку, с тем чтобы эта дорога всегда была свободна для проезда посольств к морю и военных отрядов к столице.
Эта нота, так же как сентябрьская нота германского правительства, выдвигавшая еще более жесткие требования, была положена в основу при выработке совместных требований, обсуждение которых заняло свыше двух месяцев, отражая борьбу и противоречия между союзниками. Главным тормозом стало обсуждение количества китайских сановников, подлежащих казни в качестве «виновников», германский проект процедуры принесения Китаем извинений, постройка памятника Кеттлеру и т.д. В результате совместная нота держав была подписана в середине декабря 1900 года и 22 декабря передана китайским представителям. До принятия китайским правительством выдвинутых державами требований иностранные оккупационные войска должны были оставаться в Пекине.[135]
|
|
26 декабря из Сиани, где находилась императрица Цыси, было получено согласие на требования держав. Не желая удовлетвориться этим, иностранные представители потребовали документ с печатью богдыхана.
Выполнив эти требования, китайские представители, со своей стороны, обратились с просьбой подвергнуть конкретной детализации отдельные пункты объединенной ноты. Союзные державы согласились. Детальное обсуждение заняло более полугода.
Заключительный протокол был подписан 7 сентября 1901 года. На Китай была возложена контрибуция в 450 млн. талей (около 650 млн. руб.). Эта сумма подлежала уплате в течение 39 лет с начислением четырех процентов годовых. Из этой суммы на Россию приходилось 130 млн. лан. Тяжесть этого обязательства усугублялась тем, что китайские финансы шесть лет тому назад, после войны 1894—1895 гг., уже были обременены уплатой контрибуции Японии.
|
|
Но протокол этим не исчерпывался. Китай подвергался тяжелым унижениям. Китайское правительство должно было казнить руководителей восстания, воздвигнуть «искупительный памятник» пострадавшим иностранным дипломатам и т.д. Императрица обязана была издать указ, которым запрещалось создание любых партий, осуждающих присутствие интервентов в Китае, а члены таких партий подлежали смертной казни[136].
В протоколе констатировалось, что императорские эдикты, изданные в феврале 1901 г., уже установили наказания для ряда китайских государственных деятелей. Князь Дуань и еще один член императорского дома были приговорены к казни. Князь Чжуан, Ин Нянь — заместитель главы налогового приказа, и Чжао Шу-цио — глава уголовного приказа, приговорены к совершению самоубийства. Юй Синь — губернатор Шаньси, Цаи Сю — глава приказа церемоний, и Сюй Чжан-юй — сын члена императорского совета Сюй Тупа, осуждены на смертную казнь.
Протокол содержал длинный перечень подобных репрессий. В нем обстоятельно отмечалось, когда была совершена казнь над каждым из осужденных, когда совершили самоубийство те лица, которым была предоставлена «милость» расправиться с самим собой.
Список включал много высших сановников, а князь Дуань был одной из наиболее влиятельных особ цинского двора. Казнь была ему заменена ссылкой в отдаленный район Западного Китая.
В Китай в течение двух лет по протоколу воспрещался ввоз оружия. Форты Таку подлежали срытию. Согласно статье 7, квартал, занимаемый в Пекине иностранными дипломатическими миссиями, предназначался только для них и был поставлен под их исключительный контроль и под охрану иностранной специальной полиции. Селиться в этом квартале китайцы не имели права[137].
ВЫВОДЫ
Сразу же стоит отметить, что очень сложно анализировать итоги этой войны, зная итоги русско-японской. Но, не смотря ни на что, какой же вывод можно сделать после рассмотрения всех вышеизложенных фактов?
Главное, что в сложившейся ситуации флот смог справиться с возложенными на него задачами, и только во многом благодаря его присутствию в данном регионе некоторые из задач вообще могли быть поставлены. Все было проведено «в лучших традициях русского флота»: в короткие сроки, с минимальными потерями, с максимальным ущербом для врага.
Может, именно из-за этого и сложилось мнение о «легкой победе», «незначительности данного инцидента». Плюс ко всему не лестные отзывы о данной войне в прессе, и неадекватное количество наград, которыми буквально «осыпали» всех участвовавших. Но не стоит также забывать, что Россия не воевала, по сути, с 1878 года, а флот и того больше, и в принципе всеобщий ажиотаж был вполне обоснован. В 1900 год Россия вступила после 22 лет «вооруженного мира». В 18 и 19 столетиях еще не было такого перерыва времени без войны (в течение данных двух столетий, Россия вела 33 внешних и 2 внутренних войны, в среднем каждые 6 лет)[138].
Именно флот смог предоставить «людской ресурс» для своевременного формирования сухопутных десантов. Именно на флот легла основная тяжесть снабжения всей компании. Только благодаря присутствию достаточно сильной эскадры, удалось не допустить значительного ущемления российских интересов на Дальнем Востоке «союзниками». Таким образом, можно сделать вывод о существенной роли флота в данном конфликте.
Однако каких-либо существенных уроков из опыта участия флота в войне 1900 года, опять же исходя из знания итогов русско-японской войны, извлечено не было. На фоне «рельефного проявления» и «выдающихся успехов», было упущено из виду, что флот действовал, по сути, в совершенно уникальных условиях. Ведь только благодаря бездействию китайского флота стало, например, возможным перевозить грузы, людей и даже лошадей(!), на верхних палубах боевых кораблей, что фактически делало их не боеспособными. Впрочем, как и само сообщение между Владивостоком и Порт-Артуром или Одессой и Владивостоком без помех возможно только лишь при согласовании с третьими сторонами (например, черноморские проливы с Турцией, Корейский пролив с Японией). Не говоря уже об отсутствии надежных баз снабжения и местах ремонта между выше обозначенными пунктами.
|
|