Задание 120. Определите функции частиц

Будь пароход поменьше, волны разбили бы его. Более новый фотоаппарат. Пусть пишет.

Но ведь Пришвин не сказочник. Ни звука, кроме вздохов моря. Она уже поняла, что создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни. Приближалась ночь, но мысль о сне даже не приходила в голову. Первая же рана кота была не чем иным, как фокусом.

«Ты говори откровенно: он разлюбил? Да? » - « Да ». Жизнь не повторяется, щадить её нужно. Что ли ты опоздал? Давайте-ка лучше провожу вас домой. Он пожаловался, что вот, мол, забыл русский язык и не помнит названий цветов.

О, если б в небо хоть раз подняться! «Спят себе пассажиры в каютах»,- подумал Лаевский и позавидовал чужому покою. «Зачем я к нему поеду? – ответил доктор, смутившись. – Вот ещё!». Ехал мимо по делу и дай, думаю, заеду на минутку. Ну то-то! Ты моему слову верь. Хоть бы век тебя не видать.

Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! Старцы лесные отряхнули с бород сосульки, подбоченились – и ну поводить плечами да помахивать ветвями. Взревел было тот, да за саблю.

Разряды частиц в зависимости от количества функций, выполняемых ими

Разряд Монофункцио нальные (однозначные)

Полифункциональные

(многозначные, диффузные)

  Выполняют одну строго определённую функцию, занимают в классификации частиц единственное место Являются многозначными, способны выполнять разные функции в зависимости от контекста, интонации, окружения. Способны выполнять несколько функций в одном контексте
Пример Де Употребляется для передачи чужой речи в значении дескать, мол. Является модальной частицей. А ну, как[31] Служит для выражения в вопросительной форме опасения, предположения чего-либо нежелательного:  А ну, как спросят, куда конь подевался? (Антонов. Овраги).   Является коммуникативной модально-вопросительной частицей. А вот и 1.Служит для выражения категорического несогласия с утверждением собеседника (= Нет): Ты этого не сделаешь. А вот и сделаю. Совмещает вспомогательную функцию усиления с модальной отрицательной функцией, а значит, является коммуникативной усилительно-отрицательной частицей. 2. Указывает на появление ожидаемого лица, предмета: А вот и Лена. Иди скорее, мы тебя ждём. Являетсякоммуникативнойвспомогательной указательной частицей .. Чуть ли не 1.Выражает неуверенность предположения: Чуть ли не каждому в то утро оказалось с Полей по пути (Леонов. Русский лес). Является коммуникативной собственно- модальной частицей. 2.Употребляется при указании на неполную меру чего-либо: Я уже пятый день лежу в постели. Я чуть ли не весь забинтован (Холопов. Докер). Является коммуникативной информативной частицей. Видимо Совмещает вспомогательную и смысловую функции, т.е. одновременно выделяет слово и добавляет к высказыванию новый, модальный, оттенок значения:  видимо, это было весной; это,видимо, было весной; это было, видимо, весной. Является коммуникативной вспомогательно-смысловой частицей (модально- выделительной).    

   

Вот бы

    1. Служит для выражения желательности действия:  вот дождичка бы, вот бы успеть. Является коммуникативной собственно- модальной частицей. 2. Служит для образования грамматической формы сослагательного наклонения (бы) с усиленным значением ирреальности действия (вот): вот бы успел. Является формообразующей усилительной частицей .

Разряды частиц по особенностям структуры

Разряд Цельнооформленные (состоят из одного компонента)

Раздельнооформленные

(состоят из двух или более компонентов)

    Расчленяемые (компоненты могут быть разделены другими словами) Нерасчленяемые (компоненты не могут быть разделены другими словами)
Пример прочиталбы,  идиуж, вроде ясно,  именно он вот (дождичка)  бы, не  отдохнутьли, вот прочитать бы, как мне незнать вряд ли успеем, куда как весело отнюдь не смелый чуть не упал

 

Цельнооформленные частицы иначе называются простыми; раздельнооформленные иначе называются составными.

Цельнооформленными могут быть и формообразующие, и коммуникативные частицы; среди нецельнооформленных также могут быть и формообразующие, и коммуникативные частицы

 

Разряды частиц по образованию

Разряд Первообразные не имеют живых словообразовательных связей со словами других классов Непервообразные  имеют живые словообразовательные связи со словами других классов
Пример сказал -таки, иди уж,  небось растерялся ведь ясно пойдём-ка не рассчитывал Идёт себе и курит. Как хорошо! Икак подскочит! Он не учил стихов, просто читал. Пусть их говорят, мы своё дело делаем. Всё, бывало, о чём-то думает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: