1. Дайте общее описание программной системы MatrixGames.
2. Поясните структуру главного окна системы MatrixGames.
3. Поясните структуру окна для итерационного метода Брауна-Робинсона.
4. Поясните структуру окна для метода Лагранжа.
5. Поясните структуру окна для метода линейного программирования (симплекс метода).
6. Поясните работу с системой MatrixGames.
7. Рассмотрите практический пример использования системы MatrixGames.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Фон Нейман Д., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение: Пер. с англ., М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1970, 708 с.
2. Воробьев Н.Н. Теория игр для экономистов-кибернетиков. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. – 272 с.
3. Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1981, 336 с.
4. Башлыков А.А., Еремеев А.П. Экспертные системы поддержки принятия решений в энергетике / Под. Ред. А.Ф. Дьякова. М.: Издательство МЭИ, 1994, 216 с.
5. Оуэн Г. Теория игр: Пер. с англ., М.: Мир, 1971, 230 с.
6. Воробьев Н.Н. Основы теории игр. Бескоалиционные игры. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1984, 496 с.
|
|
7. Нильсон Н. Искусственный интеллект: методы поиска решений: Пер. с англ., М.: Мир, 1973, 270 с.
8. Люгер Д.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем, 4-е издание: Пер. с англ., М.: Издательский дом «Вильямс», 2003, 864 с.
9. Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1980, 208 с.
10. Розен В.В. Цель – оптимальность – решение (математические модели принятия оптимальных решений). М.: Радио и связь, 1982, 168 с.
11. Вилкас Э.Й. Оптимальность в играх и решениях. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990, 256 с.
12. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002, 392 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИГР. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ МОДЕЛЕЙ............................................................................................. 5
1.1. Основные понятия теории игр....................................................... 5
1.2. Классификация игровых моделей.................................................. 5
1.3. Контрольные вопросы к разделу 1................................................ 7
2. АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ ИГРА. ПОИСК РЕШЕНИЯ НА ДЕРЕВЕ ИГРЫ 8
2.1. Представление антагонистической игры....................................... 8
2.2. Поиск решения на дереве игры...................................................... 9
2.2.1. Общие замечания...................................................................... 9
2.2.2. Метод максимина.................................................................... 10
2.2.3. Метод a-b отсечений.............................................................. 11
2.3. Контрольные вопросы к разделу 2.............................................. 14
3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ ИГР, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В МАТРИЧНОЙ ФОРМЕ....................................................................... 15
|
|
3.1. Матричное представление антагонистической игры.................. 15
3.2. Наличие седловой точки............................................................... 16
3.3. Методы решения матричных игр при отсутствии седловой точки. 17
3.3.1. Смешанные стратегии............................................................. 17
3.3.2. Метод Лагранжа..................................................................... 19
3.3.3. Метод линейного программирования................................... 22
3.3.4. Итерационный метод Брауна-Робинсона.............................. 23
3.4. Практический пример................................................................... 25
3.5. Контрольные вопросы к разделу 3.............................................. 26
4. ИГРА ДВУХ ЛИЦ С ПРОИЗВОЛЬНОЙ СУММОЙ......................... 28
4.1. Определение игры двух лиц с произвольной суммой................ 28
4.2. Теория Нэша для некооперативных игр..................................... 28
4.3. Рефлексивная игра........................................................................ 30
4.4. Практический пример................................................................... 30
4.5. Контрольные вопросы к разделу 4.............................................. 32
5. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. ИГРЫ С «ПРИРОДОЙ» 33
5.1. Определение игры «с природой»................................................ 33
5.2. Методы решения игр «с природой»............................................ 34
5.2.1. Случай стохастической неопределенности............................ 34
5.2.2. Случай с неизвестными вероятностями состояний «природы» 34
5.3. Контрольные вопросы к разделу 5.............................................. 36
6. ИГРЫ С УПОРЯДОЧЕННЫМИ ИСХОДАМИ................................. 37
6.1. Определение игры с упорядоченными исходами при наличии ряда критериев....................................................................................................... 37
6.2. Поиск решения игры с упорядоченными исходами................... 37
6.3. Контрольные вопросы к разделу 6.............................................. 38
7. ПРОГРАММНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ ИГР 39
7.1. Общее описание системы.............................................................. 39
7.2. Примеры работы с системой........................................................ 40
7.3. Практический пример................................................................... 44
7.4. Контрольные вопросы к разделу 7.............................................. 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................... 47
Учебное издание
Еремеев Александр Павлович
ТЕОРЕТИКО-ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Учебное пособие
по курсам
«Теория игр и исследование операций», «Теория принятия решений»
для студентов, обучающихся по специальностям
«Прикладная математика и информатика»,
«Информатика и вычислительная техника»,
«Информационные системы и технологии»,
направлениям «Прикладная математика и информатика»,
«Информатика и вычислительная техника»
Редактор издательства Е.М. Коновалова
Темплан издания МЭИ 2006(I), учебн. Подписано к печати 12.12.06
Печать офсетная Формат 60´84/16 Физ. печ. л.
Тираж 200 экз. Изд. № Заказ Цена
Издательство МЭИ, 111250, Москва, Красноказарменная ул., д. 14
Отпечатано в типографии НИИ «Геодезия», 141292, Московская обл., г. Красноармейск, просп. Испытателей, д. 14
ISBN 5-7046-1383-7 © Московский энергетический институт
(технический университет), 2006
[1] Программная реализация системы MatrixGames выполнена студентами Ашраповым Д.Ф. и Ашраповой О.В. под руководством старшего преподавателя Чибизовой Н.В.