Основы рационального и экономичного использования топлива и смазочных материалов

Дисциплина: ОП.03. Материаловедение

Автомеханик

             ПЛАН УРОКА № 34          ГРУППА: АМ-2-19              Дата: 03.06.20 г.

Преподаватель: Иванова Л.Н.

РАЗДЕЛ 3. ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЖИДКОСТИ

Тема программы:  Тема 3.1. МАСЛА, ТОПЛИВО, СМАЗКИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ЖИДКОСТИ

Тема урока: ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГСМ.

Цель урока: изучить принципы экономии горюче-смазочных материалов.

Без топлива и смазки автомобиль работать не может. В то же время расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) автомоби­лем часто бывает неоправданно высок.

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСМ ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

· устройство и работу автомобиля, его механизмов и систем;

· приемы вождения автомобиля в соответствующих дорожно-кли­матических условиях;

· причины, вызывающие перерасход топлива и смазочных мате­риалов, и способы их устранения.

Большой экономии ГСМ может добиться только квалифи­цированный водитель и только на технически исправном авто­мобиле.

Перед началом движения каждый водитель должен вспомнить или ознакомиться с намеченным маршрутом, т.е. выбрать крат­чайший, с лучшим дорожным покрытием, наименее оживленный, с меньшим числом светофоров.

 

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Перед началом движения

С целью экономии ГСМ перед началом движения необходимо проверить:

· исправность рулевого управления и тормозных систем;

· исправность контрольных приборов и указателей;

· правильность установки зажигания и исправность работы узла опережения зажигания;

· наличие топлива соответствующей марки в баке автомобиля;

· уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

· нет ли течи масла из агрегатов трансмиссии двигателя;

· наличие крышек с прокладками у топливного бака и радиатора;

· состояние шин и давление воздуха в них;

· состояние и натяжение ремня вентилятора.

Пустив двигатель, требуется убедиться:

· в устойчивой работе двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода;

· отсутствии перебоев в подаче топлива и хлопков в глушителе при резком изменении частоты вращения коленчатого вала;

· отсутствии течи топлива, смазки и охлаждающей жидкости;

· исправности термостата и жалюзи;

· исправности системы вентиляции картера двигателя.

 

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Пути экономии и сокращения потерь нефтепродуктов

В целях экономии при обращении с нефтепродуктами и эксплуатации автомобильного парка необходимо:

- знать ассортимент и свойства нефтепродуктов;

-правильно организовать работу нефтесклада хозяйства, постов заправки и оснастить их необходимыми техническими средствами, обеспечивающими механизированный слив, отпуск и заправку;

- использовать наряду со стационарным оборудованием, передвижные механизированные средства для заправки машин в сельской местности;

- при хранении не допускать ухудшения качеств нефтепродуктов;

- применять при транспортировании исправные технические средства;

- содержать в нормальном состоянии систему питания и смазки механизмов двигателей автомобилей.

К большим потерям топлива приводят утечки при заправке, просачивания через микротрещины в сварном шве (потение), неплотные соединения трубопроводов, кранов и люков. Чтобы избежать таких потерь, необходимо своевременно и тщательно проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования постов заправки и нефтескладов. Большое количество нефтепродуктов теряется при нагревании резервуаров солнечными лучами. Поэтому необходимо предусмотреть подземную установку резервуаров.

Расход бензина в большой мере зависит от технического состояния автомобиля, при этом главным образом от правильности регулировки всех его агрегатов и механизмов. Невозможно назвать агрегат или механизм автомобиля, от технического состояния и правильности регулировки которых не зависел бы расход топлива. Даже от таких, казалось бы второстепенных и не имеющих отношения к работе двигателя приборов и механизмов, как фара, сигнал или стеклоочиститель, в значительной степени зависит расход бензина, так как вести автомобиль можно наиболее экономично, когда нормально освещается впереди лежащая дорога, когда, пользуясь исправным сигналом, своевременно можно предупредить об освобождений пути и, имея исправный стеклоочиститель, обеспечить хорошую видимость в ненастную погоду.

Характерно отметить, что чаще всего изношенность деталей влияет на расход бензина в меньшей степени, чем регулировка. Так, например, значительный износ поршневых колец, сопровождающийся большим дымлением из маслоналивной горловины, увеличивает расход топлива не более чем на 4—6%. В то же время увеличение сходимости передних колес вместо нормальных 2 мм до 6 мм повышает расход топлива на 12%.

Во избежание образования большого количества нагара в камерах сгорания необходимо применять только рекомендуемые сорта топлив и масел и не допускать их загрязнения механическими примесями.

Один из способов экономного расходования топлива - наиболее полная загрузка двигателя. Необходимо своевременно проводить техническое обслуживание автотранспорта.

2 Сбор и повторное использование отработанных масел.

Отработанные нефтепродукты делятся на три группы: масла моторные отработанные (ММО), масла индустриальные отработанные (МИО), а также турбинные и компрессорные масла, смесь нефтепродуктов отработанных (СНО) (масел, бензина, керосина и дизельного топлива). Смазочные масла первых двух групп идут на регенерацию (восстановление), а затем на повторное использование для тех же машин сдополнительным введением соответствующих присадок. Восстановленные масла покачеству не уступают новым. Показатели качества отработанных масел должны отвечать требованиям ГОСТ 21046-81.

Умелое вождение является одним из основных факторов, при помощи которых достигается экономия топлива при работе автомобиля. Это умение заключается в правильной оценке дорожных условий, чтобы наиболее полно использовать экономичные режимы работы двигателя и движение автомобиля по инерции (накатом).

Следует иметь в виду, что при движении на высшей передаче экономичность работы двигателя может оказаться хуже, чем при работе на более низкой передаче, если чрезмерно понизятся обороты или включится в работу экономайзер карбюратора. При чрезмерно высоких оборотах на пониженной передаче расход бензина повышается.

При движении автомобиля необходимо как можно меньше прибегать к торможению, особенно при больших скоростях, так как при торможении запасенная в автомобиле энергия без всякой пользы превращается в работу трения тормозных колодок и барабанов. Эта энергия всегда должна быть использована на перемещение автомобиля накатом, что дает непосредственную экономию топлива. Опыт показывает, что шоферы, экономящие бензин, расчетливо водят автомобили и при подъезде к препятствию или остановке производят лишь легкое торможение; при этом средняя скорость движения у них не ниже, чем у других водителей.

На увеличении расхода топлива также отрицательно сказывается и торможение двигателем, которое может быть допущено только в горных условиях и гололедицу.

Движение автомобиля накатом на горизонтальном участке дороги должно быть использовано только в тех случаях, когда требуется снижение скорости автомобиля или он должен быть полностью остановлен. Для движения накатом должен быть всегда использован уклон дороги за исключением крутых уклонов, где требуется торможение двигателем.

Что же касается применяющегося некоторыми водителями на горизонтальных участках пути метода импульсивного движения, заключающегося в чередующихся разгонах до определенной скорости и затем движения по инерции, так называемого метода «разгон — накат», то этот метод не дает преимущества в расходе бензина и поэтому рекомендован быть не может.

При движении автомобиля на больших скоростях большая часть развиваемой двигателем мощности, а следовательно, и топлива тратится на преодоление сопротивления воздуха. Так, например, при движении автомобиля ГАЗ-51 по асфальтированной дороге со скоростью 30 км/час на преодоление сопротивления качению тратится 9,51 л. с. и на преодоление сопротивления воздуха—1,90 л. с. При движении в тех же условиях, но со скоростью 70 км/час на преодоление сопротивления качению тратится 22,19 л. е., т. е. больше примерно в два раза, а на преодоление сопротивления воздуха — 24,60 л. е., т. е. больше чем в 10 раз.

Сопротивление воздуха зависит от лобовой площади автомобиля и его внешней формы. Особенно увеличивают сопротивление воздуха выступающие части, поэтому груз необходимо укладывать так, чтобы он возможно меньше выступал за габариты автомобиля.

Применение топлива несоответствующего сорта приводит к нарушению нормальной работы двигателя, вследствие чего расход его возрастает.

Масла с недостаточной вязкостью могут не обеспечить надлежащую масляную пленку на трущихся деталях, в результате чего увеличатся потери мощности двигателя на преодоление трения и, следовательно, увеличится расход бензина. Вязкость одного и того же масла существенно изменяется с изменением температуры, а так как в течение года температура даже в средней полосе  изменяется довольно резко, то вязкость масел, применяемых в зимнее и летнее время года, должна быть различной, т. е. должны применяться соответственно зимние и летние сорта масел. При особенно низких температурах в районах Крайнего Севера к зимним трансмиссионным маслам может добавляться керосин.

Так же отрицательно сказывается на расходе бензина и применение несоответствующих сортов консистентных смазок, так как только рекомендуемые сорта смазок обеспечивают наиболее качественную смазку и, следовательно, наименьшую затрату мощности на трение.

Конструкция и материал агрегатов узлов отдельных автомобилей могут резко отличаться, поэтому для них применяются различные масла с тем, чтобы в каждом случае были обеспечены наилучшие условия смазки.

 

За правильным расходом топлива и за его экономией можно следить только при наличии надлежащего учета, который необходимо вести ежедневно для каждого шофера отдельно. Данные учета должны доводиться до каждого шофера, чтобы, основываясь на них, он мог добиваться экономии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: