Материально-техническая база электронного дистанционного должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:
деятельностная;
коммуникативная;
пространственно-предметная.
Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:
исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
творческая деятельность.
Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание дистанционного и очного обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся. Планирование, реализацию и мониторинг включения учащихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.
Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:
гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения;
партнерство педагога и ученика;
свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.
Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства:
информационная образовательная среда;
средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия;
средства коллективной работы над материалами;
виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся.
Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:
каналы связи;
система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;
компьютерное оборудование;
периферийное оборудование;
программное обеспечение.
Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи:
Образовательное учреждение, реализующее электронное дистанционное обучение должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видео-конференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения.
Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с.