Ситуация 1. Стохастическая неопределенность

 

Известны вероятности состояний «природы»:

" Пj ® qj, j=1,…,n

    Тогда для поиска оптимального решения применяется критерий

  Лапласа: оптимальной является та стратегия, которая максимизирует

  средний выигрыш (матожидание выигрыша):

Эта же стратегия будет минимизировать средний риск:

Пример:

  q1=0.1; q2=0.5; q3=q4=0.2.

         

    a1 = 1*0.1+4*0.5+14*0.2=4.9

    a2 = 3*0.1+8*0.5+7*0.2=5.7 ® А2 - оптимальная стратегия

    a3 = 4*0.1+6*0.5+8*0.2=5

   

    r1 = 3*0.1+4*0.5+1*0.2=2.5

    r2 = 1*0.1+0*0.5+8*0.2=1.7 ® А2 - оптимальная стратегия

    r3 = 0*0.1+2*0.5+7*0.2=2.4

 

2. Ситуация 2. Вероятности qj неизвестны или их не существует.

В этом случае может использоваться ряд критериев поиска оптимального решения:

 

  1. Критерий Вальда (крайнего пессимизма) – стратегия

максимизирующая минимальный выигрыш.

 

     

  1. Критерий Сэвиджа – стратегия, минимизирующая максимальный риск

 

   

 

  3. Компромиссный критерий Гурвица

   В качестве оптимальной выбирается стратегия, зависящая от

    параметра пессимизма (оптимизма).      

 

         

    k - критерий осторожности или пессимизма 0£k£1

      k=0 – максимизировать максимально возможный выигрыш

    k=1 – критерий Вальда

 

  Если нет дополнительной информации, то рекомендуется брать k» 0.6

 

      При выборе оптимальной стратегии брать надо ту, которую советуют

   большинство критериев.

 

Замечание:

В играх с природой не используются смешанные стратегии по следующим причинам:

- в антагонистических играх смешанные стратегии 

применяютсячасто для того, чтобы обмануть, запутать 

противника, что в играх с природой не имеет смысла.

 

- аппарат смешанных стратегий ориентирован на получение  

                   максимального среднего выигрыша - того выигрыша,

                   который будет получен при многократном повторении

                   игры, но этом накапливается вероятность qi, которая может дать

                   информацию в чистых стратегиях.

 

Пример:

  П1 П2 П3 П4 ai Wi hi
A1 19 30 41 49 19 49 31
A2 51 38 10 20 10 51 26.4
A3 73 18 81 11 11 81 39

Матрица выигрышей

 

  П1 П2 П3 П4 Si
A1 54 8 0 0 54
A2 22 0 71 29 71
A3 0 30 40 38 40

 

Матрица рисков

 

  1. Критерий Вальда - A1
  2. Критерий Сэвиджа – A3

      3. Критерий Гурвица - A3

 

Выбираем стратегию A3.

Игры с упорядоченными исходами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: