Известны вероятности состояний «природы»:
" Пj ® qj, j=1,…,n
Тогда для поиска оптимального решения применяется критерий
Лапласа: оптимальной является та стратегия, которая максимизирует
средний выигрыш (матожидание выигрыша):
Эта же стратегия будет минимизировать средний риск:
Пример:
q1=0.1; q2=0.5; q3=q4=0.2.
a1 = 1*0.1+4*0.5+14*0.2=4.9
a2 = 3*0.1+8*0.5+7*0.2=5.7 ® А2 - оптимальная стратегия
a3 = 4*0.1+6*0.5+8*0.2=5
r1 = 3*0.1+4*0.5+1*0.2=2.5
r2 = 1*0.1+0*0.5+8*0.2=1.7 ® А2 - оптимальная стратегия
r3 = 0*0.1+2*0.5+7*0.2=2.4
2. Ситуация 2. Вероятности qj неизвестны или их не существует.
В этом случае может использоваться ряд критериев поиска оптимального решения:
- Критерий Вальда (крайнего пессимизма) – стратегия
максимизирующая минимальный выигрыш.
- Критерий Сэвиджа – стратегия, минимизирующая максимальный риск
3. Компромиссный критерий Гурвица
В качестве оптимальной выбирается стратегия, зависящая от
параметра пессимизма (оптимизма).
|
|
k - критерий осторожности или пессимизма 0£k£1
k=0 – максимизировать максимально возможный выигрыш
k=1 – критерий Вальда
Если нет дополнительной информации, то рекомендуется брать k» 0.6
При выборе оптимальной стратегии брать надо ту, которую советуют
большинство критериев.
Замечание:
В играх с природой не используются смешанные стратегии по следующим причинам:
- в антагонистических играх смешанные стратегии
применяютсячасто для того, чтобы обмануть, запутать
противника, что в играх с природой не имеет смысла.
- аппарат смешанных стратегий ориентирован на получение
максимального среднего выигрыша - того выигрыша,
который будет получен при многократном повторении
игры, но этом накапливается вероятность qi, которая может дать
информацию в чистых стратегиях.
Пример:
П1 | П2 | П3 | П4 | ai | Wi | hi | |
A1 | 19 | 30 | 41 | 49 | 19 | 49 | 31 |
A2 | 51 | 38 | 10 | 20 | 10 | 51 | 26.4 |
A3 | 73 | 18 | 81 | 11 | 11 | 81 | 39 |
Матрица выигрышей
П1 | П2 | П3 | П4 | Si | |
A1 | 54 | 8 | 0 | 0 | 54 |
A2 | 22 | 0 | 71 | 29 | 71 |
A3 | 0 | 30 | 40 | 38 | 40 |
Матрица рисков
- Критерий Вальда - A1
- Критерий Сэвиджа – A3
3. Критерий Гурвица - A3
Выбираем стратегию A3.
Игры с упорядоченными исходами.