При использовании тестовых заданий на упорядочение для диагностики качества усвоения алгоритмизированных подходов приходится мириться с возможным увеличением числа существенных операций, р, поскольку это вполне компенсируется логичностью шагов алгоритма (в отличие от шаблонной последовательности действий).
В предыдущем разделе было отмечено, что тестовые задания на систематизацию более эффективны при прецедентном подходе, т. е. при рассмотрении конкретных соотношений или причинно-следственных связей.
Это делает их удобными для диагностики качества усвоения умений и навыков практической деятельности (табл. 19).
Таблица 19
Тестовое задание на систематизацию с одинаковыми списками элементов
Естественно, возможны и тестовые задания на систематизацию с разными списками элементов.
При периодическом и итоговом контроле задания на подстановку представляют конкретный результат использования того или иного подхода. Это может относиться к текстам, отражающим содержание шагов конкретного алгоритма, в частности, алгоритма решения педагогической задачи (табл. 20 и 21).
Таблица 20
Тестовое задание на подстановку с одним пропуском
Таблица 21
Тестовое задание на подстановку с несколькими пропусками
Как было отмечено в предыдущем разделе, конструктивное тестовое задание наиболее эффективно при итоговом и резидуальном контроле качества усвоения учебного материала. Именно при помощи такого задания, например, можно проконтролировать формирование у студента представления о том, что такое задача, без чего не имеет смысла обучение решению задач, в частности, социально-педагогических (табл. 22 и 23).
Таблица 22
Тестовое конструктивное задание, предусматривающее ответ в форме высказывания
Таблица 23