Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ. 02

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по развитию ГБПОУ ЧИК

________________Е.Е. Малышева

01.09.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.02  Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации

Дата введения: 01.09.2019

 

 

Чайковский, 2019

Содержание документа стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3
2. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 6
3. условия реализации программы профессионального модуля 19
4. контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 25


Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01, документационное обеспечение управления и архивоведение входящей в укрупненную группу специальностей 46.00.00 История и археология.

Цели и планируемые результаты освоения профессионального модуля

 

1.2.1 С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

Иметь практический опыт · работы с программными средствами учета, хранения, обработки и поиска документов; · организации справочно-информационной деятельности с документами.
Уметь У.1. Организовывать деятельность архива с учетом статуса и профиля организации У.2. Работать в системах электронного документооборота У.3 Использовать в деятельности архива современные компьютерные технологии У.4 Применять современные методики консервации и реставрации архивных документов
Знать З.1.Систему архивного управления в Российской Федерации и организацию Архивного фонда Российской Федерации З.2.Систему хранения и обработки документов.

1.2.2. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: организация документационного обеспечения управления и функционирования организации.

Код Наименование вида деятельности и профессиональных компетенций
ВД Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации
ПК. 2.1. Осуществлять экспертизу ценности документов в соответствии с действующими законодательными актами и нормативами.
ПК. 2.2. Вести работу в системах электронного документооборота
ПК. 2.3. Разрабатывать и вести классификаторы, табели и др. справочники по документам организации.
ПК. 2.4. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).
ПК. 2.5. Обеспечивать учет и сохранность документов в архиве.
ПК 2.6. Организовывать использование архивных документов в научных, справочных и практических целях.
ПК 2.7. Осуществлять организационно-методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

1.3.  Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

 

Наименование МДК/практик

Формы промежуточной аттестации

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

III курс

IV курс

максимальная

самостоятельная работа

Обязательная аудиторная

всего занятий

в т.ч.

лекции лаб. работы, прак. занятия курсовые работы (проекты) 5 сем. 6 сем. 7 сем. 8 сем.
МДК.02.01 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела ДЗк 108 36 72 36 36     72    
МДК.02.02 Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций. ДЗк 108 36 72 32 40     72    
МДК.02.03. Методика и практика архивоведения. Э 243 81 162 82 80     74 88  
МДК.02.04.Обеспечение сохранности документов. Э 150 50 100 34 66     100    
Практика ПП.02 ДЗ 36   36           36  



СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Структура профессионального модуля

Коды

ПК и ОК

Наименования разделов профессионального модуля

Суммарный объем нагрузки, час.

Занятия во взаимодействии с преподавателем, час.

Самостоя-

тельная

работа

Обучение по МДК, в час.

Практики

Всего   Теоретического обучения Лабораторных и практических занятий Курсовых работ (проектов) Учеб-ная Производст венная (если предусмотрена рассредоточенная практика)
1 2 3 4 5   6 7 8 9
ПК 2.2. 2.3. ОК 1, 6, 8 Раздел 1.МДК.02.01 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела 108 72 36 36

 

    36
ПК 2.1.- ПК 2.7. ОК 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9 Раздел 2.МДК.02.02 Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций. 108 72 32 40     36
ПК 2.5. 2.4. ОК 1, 4, 8, 9 Раздел 3.МДК.02.04 Обеспечение сохранности документов 150 100 34 66     50
ПК 2.1. ПК 2.2  ПК 2.3 ПК 2.6.  ОК 1, 8, 9 Раздел 4. Работа с документами в архиве МДК.02.03. Методика и практика архивоведения. 243 162 82 80       81

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

36    
  Всего: 645 406 184 222       203

Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ. 02

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов
1

2

4

Раздел 1. МДК.02.01 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела

72

Тема 1.1. Архивное право и архивное законодательство

Содержание

12

1. Основные термины в области работы с документами, закрепленные в архивном законодательстве по вопросам архивного дела

2. Правовые основы организации документов Архивного фонда Российской Федерации

3. Правовые основы хранения, комплектования и учета архивных документов в организациях и архивных учреждениях

4. Правовое регулирование использования архивных документов.

5. Правовое регулирование функционирования документов: научно-технических, электронных и других

6. Взаимосвязь архивного законодательства с нормативно-правовыми актами в области документационного обеспечения управления

12

Практические занятия

12
ПР № 1 Организация деятельности архива с учетом статуса и профиля организации. Правовые основы регулирования архивной сферы. 12

Тема 1.2 Основные законодательные акты в архивной сфере

Содержание

6

1. Законодательные акты РФ, регламентирующие вопросы ввоза, вывоза, обмена, возврата архивных документов. Этический кодекс архивиста.

2. Взаимосвязь архивного законодательства с нормативно-правовыми актами в области документационного обеспечения управления

6

Практические занятия

12
ПР № 2 Организация деятельности архива с учетом статуса и профиля организации. Изучение статей ФЗ «Об архивном деле в РФ»: Общие положения. Архивный фонд РФ и управление архивным делом в РФ. Хранение и учет архивных документов, комплектование архивов. 12

Тема 1.3.

Организация архивного дела

  

Содержание

16

1. Понятия «архивный документ», «архив»

2. Становление отечественного архивного законодательства

3. Современная организация архивного дела. Направления и итоги архивной реформы 1990 гг.

4. Архивный фонд – классификационная единица Архивного фонда Российской Федерации

5. Состав АФ РФ и его классификация. Уровни классификации. Основные признаки классификации документов. Роль классификации в организации документов на всех стадиях их хранения: в делопроизводстве, ведомственном и государственном архивах

6. Организация документов в пределах архивов: фондирование, формирование или уточнение состава единицы хранения, описание и систематизация их в пределах фондов

7. Рассекречивание архивных документов. Охрана государственной тайны, авторских прав, сведений о личной жизни граждан

8. Вывоз архивных документов за пределы РФ

9. Право граждан на доступ к ретроспективной информации. Использование документов

10. Международное сотрудничество архивов

11. Контроль за соблюдением законодательства в этих областях

16

Практические занятия

12
ПР № 3 Организация деятельности архива с учетом статуса и профиля организации. Основные проблемы и перспективы развития архивного дела в РФ. 12

Самостоятельная работа

36
1 Формирование нормативно-методической базы по архивному делу 12
2 Изучение нормативных актов, регулирующих порядок делопроизводства и работу архивов 12
3 Персональная ответственность за обеспечение сохранности документов и состояние работы с архивными документами 12

Промежуточная аттестация

ДЗк 2

 



Раздел 2. МДК.02.02 Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций.

72

 

Тема 2.1.

Система архивного управления в Российской Федерации и организацию Архивного фонда Российской Федерации

 

Содержание

15

 

1. Система государственной архивной службы. Развитие архивной деятельности в России

2. Задачи и функции учреждений федеральной архивной службы

3. Полномочия РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения по вопросам архивного дела

4. Система государственной архивной службы России. Комитет по делам архивов при Правительстве РФ (функции, компетенция). Органы управления архивами республик, автономий, краев, областей, районов, городов

5. Принципы организации сети государственных архивов и центров хранения документации и их комплектование. Важнейшие федеральные государственные архивы и центры хранения документации России

6. Государственные архивы РФ: виды, функции, основные правила работы государственных архивов. Обеспечение сохранности документальных материалов

7. Основные признаки классификации документов и организация сети Госархивов.

8. Муниципальные архивы. Муниципальные архивы на современном этапе: задачи, направления деятельности, правовое положение

15

 

Практические занятия

8

 

ПР  № 4

Составление орг.структуры архивной системы РФ с пояснениями.

Организация архивного фонда Российской Федерации.

4

 

ПР № 5

Разработка и ведение классификаторов, табелей форм документов и других справочников по документам организации.

4

 

Самостоятельная работа

10

 

4

Составление таблицы «Органы управления архивным делом и их функции»

10

 

Тема 2.2 Ведомственные архивы

 

Содержание

15

 

1. Ведомственные архивы как источники комплектования государственных архивов, их задачи и функции

2. Основные проблемы и тенденции ведомственного хранения на современном этапе

3. Основные правила работы ведомственных архивов. Постановление Правительства РФ "О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве"

4. Ведомственное хранение архивных документов

5. Объединенные ведомственные и объединенные межведомственные архивы

6. Перспективы развития ведомственных архивов в Российской Федерации

7. Взаимосвязь и преемственность в работе государственных и ведомственных архивов.

8. Руководство архивом организации

15

 

Практические занятия

24

 

ПР № 6

Осуществление организационно-методического руководства и контроля за работой архива организации.

  • Оставление плана работы архива
  • Составление и оформление положения об архиве.
  • Оформление должностных инструкций работников архива
  • Оформление документов при смене руководителя архива

24

 

Самостоятельная работа

30

 

5

Подготовка к семинару по теме: «Организация ведомственного хранения документов».

На семинаре рассматриваются вопросы, касающиеся организации государственного и ведомственного хранения документов. Примерные вопросы семинара:

1. Архивная реформа 1990-х годов.

2. Федеральный архив (по наименованию, 14 архивов)

3. Архивный фонд России, его состав и классификация.

4. Государственные архивы и их функции.

5. Ведомственные архивы и их функции.

6. Законодательство РФ об архивном деле

7. Государственная архивная служба, ее роль, функции.

8. Современная организация ведомственных архивов.

9. Проблемы архивного дела в современных условиях.

10. Муниципальные архивы на современном этапе» (правовое положение, задачи, направления деятельности, роль и значение в АФ РФ)

11. Составление анкеты пользователя читального зала. Составление карточки пользователя

12. Ответственность за порчу и утрату документов Архивного фонда РФ

13. Порядок выдачи дел во временное пользование

14. Архивы Чайковского района.

15. Положение об архиве предприятия, на примере ГБПОУ ЧИК (по выбору)

30

 

Промежуточная аттестация

ДЗк

2


Раздел 3 МДК. 02.04 Обеспечение сохранности документов

100  

Тема 3.1 Порядок размещения и обеспечения сохранности документов в архивах

Содержание

16  

1. Движение документов централизованного учета

2. Обеспечение сохранности дел. Проверка наличия и состояния документов в архивах Архивного фонда РФ

3. Состояние страхового фонда архивных документов

4. Создание оптимальных условий для хранения дел. Здания и помещения для архивов. Режим хранения

5. Организация работы по выдаче дел во временное пользование. Выдача подлинных документов.

6. Обеспечивать прием и рациональное размещение документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).

16  

Практические занятия

42  

ПР № 7

Оценка физико-химического состояния документов. Проверка наличия и состояния документов

14  

ПР № 8

Организация архивного хранения.

· Подготовка документов организации к архивному хранению

· Организация передачи документов на архивное хранение

· Порядок размещения документов в архиве

· Обеспечение учета и сохранности документов в архиве.

  • Обеспечение приема и рационального размещения документов в архиве (в т.ч. документов по личному составу).

· Организация использования архивных документов в научных, справочных и практических целях.

28  

Тема 3.2.

Современные технологии и техническое обеспечение сохранности документов

Содержание

18  

1. Информатизация архивного дела. Этапы, объекты и цели информатизации

2. Информационные технологии и организация их внедрения в архивах. Учетные базы данных. Информационно-поисковые базы данных

3. Организация внедрения информационных технологий в архиве

4. Электронные документы и архивы

5. Противопожарная безопасность. Защита от воды

6. Реставрация

7. Воспроизведение документов

18  

Практические занятия

24  

ПР № 9

Применение современных методик консервации и реставрации архивных документов.

12  

ПР № 10

Использование в деятельности архива современных компьютерных технологий.

Сканирование архивных документов и их редактирование.

12  

Самостоятельная работа обучающихся

50  
6.

Подготовка сообщения и презентации по темам (по выбору):

1. История государственной системы охраны и реставрации памятников документального наследия России

2. Консервация и реставрация документов

Понятие сохранности документов. Методы реставрации документов.

Анализ различных подходов к проблеме охраны документов.

Биологические и химические процессы в повреждениях документов, особенности их реставрации.

Биологические и химические препараты, применяемые в процессе реставрации документов.

Методы диагностики биологических и химических повреждений документов. Микроклиматические параметры, обеспечивающие безопасность документов.

Обеспечение сохранности электронного архива.

Характеристика документов в связи с особенностями их материальной основы (пергамен, бумага тряпичной ручной выделки и машинного производства, береста, пальмовые листья, фотопленка, электронные диски)

Средства нанесения информации на документ.

Методика диагностирования повреждений документов и этапов реставрации.

Новые технологии консервации и реставрации документов. Способы консервации бумаги (стабилизация, инкапсулирование документов), распрямления пергамена, упрочения переплетов, восстановления угасшего текста и красочного слоя документов, методы восполнения утрат, оптические, оптико-фотографические приборы, используемые в реставрационных процессах.

3. Международное законодательство по вопросам консервации памятников культурного наследия и зарубежные методики реставрации и консервации документов

Зарубежное законодательство в области консервации памятников культурного наследия

Конвенция ЮНЕСКО по всемирному наследию. Принципы регистрации, составления сводов документальных памятников.

4. Создание оптимальных условий хранения документов

Требования к помещениям архива. Электро- и противопожарное оборудование. Охранный режим. Температурно-влажностный и световой режимы. Санитарно-гигиенический режим.

Оборудование архива. Размещение документов в хранилище. Топографирование.

5. Порядок выдачи дел из хранилищ, транспортирование и упаковка дел.

Общие требования к выдаче архивных документов из архивохранилища.

Контроль за сохранностью выданных архивных документов. Возвращение архивных документов в архивохранилище. Транспортировка и упаковка дел

50  

Промежуточная аттестация

Экзамен

 

Раздел 4. Работа с документами в архиве

162  

МДК.02.03. Методика и практика архивоведения.

   

Семестр 6

74  

Тема 4.1 Комплектование Архивного фонда РФ и экспертиза ценности документов

Содержание

48  

1. Понятие о комплектовании государственных и ведомственных архивов. Источники комплектования

2. Сроки хранения документов в архивах учреждений

3. Организация комплектования. Передача дел на хранение в ведомственный архив. Передача дел на хранение в государственный архив

4. Экспертиза ценности документов на основе научных критериев

5. Значение экспертизы ценности. Задачи, принципы и методы экспертизы ценности документов

6. Этапы экспертизы. Система экспертных органов и их функции

7. Принципы отбора документов и критерии их оценки. Критерии установления научной и практической ценности документов. Значение и состав групп критериев, определяющих ценность содержания документов

8. Особенности отбора на хранение документов с повторяющейся информацией

9. Особенности проведения экспертизы ценности документов личного происхождения

10. Экспертиза ценности документов по перечням

11. Комплекс нормативно-методических пособий по экспертизе ценности документов. Система действующих перечней документов и их роль при определении ценности и отборе документов для хранения и уничтожения. Перечни документов, подлежащих приему в госархивы.

48  

Практические занятия

26  

ПР № 11

Комплектование архивного фонда РФ

  • Осуществление экспертизы ценности документов в соответствии с действующими законодательными и нормативами актами.
  • Система перечней документов как основа формирования архивного фонда РФ
  • Прием и оформление документов на архивное хранение
26  

Самостоятельная работа обучающихся

41  
7.

Подготовка общений и презентаций по темам:

  • Система действующих перечней документов и их роль при определении ценности и отборе документов для хранения и уничтожения.
  • Перечни документов, подлежащих приему в госархивы.
  • Проблемы сохранения документального наследия в условиях перевода информации на электронные носители.
  • Создание страхового фонда и фонда пользователя
  • Подготовка дел к передаче на страховое копирование
  • Учет страхового фонда
41  

Семестр 7

88  

Тема 4.2.Учет документов в архиве

Содержание

34  

1. Понятие об учете документов Архивного фонда Российской Федерации. Характерные черты и особенности учета документов в архивных учреждениях

2. Организация учета архивных документов Архивного фонда РФ

3. Создание учетной документации. Внутренние учетные документы: книга учета поступлений документов, список фондов, лист фонда, опись дел и т.п. Документы централизованного государственного учета в различных архивах: паспорт архива, карточка фонда, сведения о состоянии хранения документов в организациях источниках комплектования архивов. Их назначение и формы

4. Документы централизованного государственного учета

5. Единицы учета. Организация учета особо ценных документов

6. Разработка и внедрение автоматизированной информационно-поисковой системы АФ РФ и ее учетные функции

34  

Практические занятия

54  

ПР № 12

Составление и оформление учетных форм документов, учетной документации

· Лист–заверитель

· лист и акт проверки наличия и состояния архивных документов;

· карточке учета архивных документов с повреждениями носителя;

· карточке учета архивных документов с повреждениями текста;

· картотеке (книге) учета физического состояния архивных документов.

· Учет физического и технического состояния аудиовизуальных документов осуществляется в:

- карточке учета технического состояния кинодокумента;

- карточке учета технического состояния фотодокумента;

- карточке учета технического состояния фонодокумента;

- карточке учета технического состояния видеодокумента.

· книга учета поступлений документов

·  список фондов - для регистрации принятых на хранение архивных фондов, присвоения им номеров, учета количества архивных фондов, находящихся на хранении и выбывших;

· лист фонда - для учета в рамках архивного фонда количества и состава описей дел, документов и их нумерации, количества и состава архивных документов, состояния их описания, динамики изменений по каждой описи дел, документов и архивному фонду в целом, фиксации изменений в названии архивного фонда;

8  

ПР № 13

Работа с системой Научно справочного аппарата (НСА). Оформление документов НСА.     

 Оформление архивных основных справочников:

· опись дел, документов;

· путеводитель;

· систематический каталог

Оформление дополнительные архивные справочники:

· указатель

· обзор.

24  

ПР № 14

Составление и оформление информационных документов, исполнение запросов

22  

Самостоятельная работа обучающихся

40  
8.

Составление кроссворда и тестовых заданий по теме на выбор.

20  
9.

Составление глоссария по основным понятиям архивного дела.

20  

Промежуточная аттестация

Экзамен

   

ПП 02 Производственная практика

Виды работ

36  

Составление протокола заседания ЭК.

2  

Выделение дел с истекшими сроками хранения, проведение экспертизы дела, составление акта о выделении документов, не подлежащих хранению, к уничтожению.

2  

Изучение  и работа в системе электронного документооборота. используемого предприятием. Ведение работы в системе электронного документооборота.

2  

Составление перечня справочников по документам организации с краткой характеристикой каждого документа.

2  

Участие в работе по приему документов в архив. Описание технологии работ по приему документов и размещению их в конкретной организации.

2  

Описание особенностей приема и размещения в архиве документов по личному составу.

2  

Составление (уточнение) схемы систематизации дел фонда.

Систематизация дел в архиве в соответствии со схемой.

2  

Составление и оформление описей дел.

2  

Заполнение учетных форм документов в архиве.

2  

Характеристика читального зала архива с составлением схемы читального зала.

2  

Анализ посещения читального зала и/или использования архивных документов.

2  

Изучение правил доступа к документам для пользователей.

2  

Описание организации деятельности архива (статус, профиль, руководство, нормативные документы, регулирующие деятельность архива).

2  

Изучение положения об архиве организации, нормативно-методической базы архивоведения организации

2  

Составление акта о приеме-передаче дел при смене руководителя архива.

2  

Формирования дел, систематизация документов в делах, подшивка дел, нумерация листов, составление заверительной надписей и внутренних описей в делах, оформление обложек дел.

2  

Сбор и систематизация материалов для отчета по практике. Дифференцированный зачет

4  

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

783  
                   

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: