Тема урока: «Ох уж, эти пунктуационные, такие неугомонные

Мая 20202 год элективный курс по русскому языку  в 10 классе.

 

Тема урока: «Ох уж, эти пунктуационные, такие неугомонные.

(Пунктуация в простом и сложном предложении.»

Цели:

1. Углубить знания учащихся о русской пунктуации.

2. Создать условия для повторения знаков препинания и пунктуационных правил

3. Создать условия для развития умения выбирать главное, сокращать текст.(А 27)

4. Способствовать повышению лингвистической культуры.

5. Воспитывать любовь к родному языку.

Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. (М.Горький)

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова М. Горького?

- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о знаках препинания)

- Какая наука изучает способы расстановки знаков препинания? (пунктуация)

Похвальное слово знакам препинания», где объясните, почему нужно соблюдать пунктуационные нормы при письменном общении.

Ключевые слова: Да, здравствуют … Дорогие знаки… Благодарим вас за то, что… Вы помогаете нам … Мы воздаём вам хвалу за то, что … разделить текст на … выразить ….

Ответ: Да, здравствуют знаки препинания! Без них нам было бы так трудно понять написанное. Дорогие знаки препинания, как сложно без вас разобраться в структуре текста!..

О, всемогущие знаки препинания. Испокон веку вы служите нам. Вы являетесь часть нашего прекрасного всемогущего языка. Спасибо, что вы есть.

- На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности. Нам предстоит выяснить, какскладывалась пунктуационная система русского языка?

- О том, как возникла точка с запятой, узнайте сами.

Первыми писателями, как известно, были средневековые монахи. Они изготавливали рукописные книги в единичных экземплярах, не придерживаясь не только знаков препинания, но даже, не разделяя текст на отдельные слова. В большей части рукописей этого периода слова писались почти беспромежуточно. Иногда между словами писцы ставили точку или крестик, но никакими правилами они не руководствовались. Разделение текста появилось лишь в четырнадцатом веке. Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше — посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: „ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая — это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „ останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;].

К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается уже в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Учёные – лингвисты, которые занимались русским синтаксисом и пунктуацией.

· Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) – создатель русской лингвистики, науки о языке; создатель первой научной грамматики (учились 50 поколений людей),

· Александр Матвеевич Пешковский (1878 - 1933) – работал учителем в московской гимназии; выдающийся учёный – лингвист, его главная книга посвящена синтаксису,

· Дмитрий Николаевич Овсянико- Куликовский (1853-1920) написал книгу «Синтаксис русского языка, где изложил основы научного синтаксиса русского языка и дал анализ синтаксической системы русского языка»,

· Алексей Александрович Шахматов (1864 - 1920) – создал около 170 научных трудов, из которых самым значительным является исследование «Синтаксис русского языка»

· Сергей Иванович Абакумов (1890-1949) –особое внимание уделял вопросам русской пунктуации, много работ посвятил синтаксису,

· Леонард Юрьевич Максимов (1924 - 1994) – специалист в области синтаксиса русского языка и стилистики художественной речи, доктор филологических наук, профессор, зав. Кафедрой современного русского языка МГУ.

- Посмотрите, синтаксис и пунктуация – науки сравнительно молодые. Некоторые учёные, например, к знакам препинания относят также абзац или красную строку. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей. История появления абзаца очень интересна. Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в недалёком прошлом текст обычно набирался без всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику. Абзац соответствует принципам русской пунктуации.

2. Принципы русской пунктуации.

Что ж, смотрим-ка, друзья, сколько принципов здесь записала я.

-А сейчас нам предстоит выяснить, какие принципы русской пунктуации выделяют учёные?

- Запишите:

 

- Вспомним, что такое пунктуационное правило и какие правила входят в состав указанных на схеме разделов пунктуации? (по группам)

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания.

 

 

 

1. В конце предложения: Постановка точки, восклицательного знака, вопросительного знака и многоточия.

2. Внутри простого предложения:

· Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное тире (Я - лидер). Соединительное тире (Полёт Москва – Каир прошёл удачно). Тире в неполном предложении.

· Запятая при однородных членах, двоеточие и тире при обобщающих словах.

· Обособление согласованных и несогласованных определений, приложений, обстоятельств.

· Обособление уточняющих членов (места, времени, образа действия и т.д.), оборотов со значением пояснения или присоединения (присоединяются словами а именно, то есть, главным образом, в частности. Т.д.)

· Обособление дополнений.

· Выделение обращений, вводных и вставных конструкций.

· Выделение сравнительных оборотов.

· Выделение междометий запятой и восклицательным знаком.

· Слова – предложения да и нет.

2. Сложносочинённое предложение: две и более основы, равноправие частей предложения, средство связи - сочинительные союзы. Отношения: соединительные, противительные, разделительные. Отсутствие запятой при наличии общего члена. Запятая.

3. Сложноподчинённое предложение: зависимость одного предложения от другого, средство связи – подчинительный союз, союзное слово. Запятая.

4. Бессоюзное сложное предложение: Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

5. Сложное предложение с различными видами связи: Запятая между двумя союзами.

6. Предложение с прямой речью: Правила постановки кавычек, двоеточия, тире, восклицательного, вопросительного знака, точки, многоточия и написания прописной и строчной букв. Оформление диалога и цитат.

- Если вы какие-то правила забыли, стоит их повторить дома.

- Припомним функции, ребята, чтоб знать могли мы роли знака.

Ведь надо детям понимать, для чего служит каждый знак.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: