Для проведения методики, ориентированной на изучение нравственной направленности личности ребенка, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.
В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.
Проведение исследования.
Инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!»
Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это
исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».
|
|
Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.
Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 минут.
Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе; или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого - лишь фиксировать поведение детей.
Обработка данных.
При анализе протоколов нужно выделить признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (симптомокомплекса).
1. Отрицательная нравственная направленность личности:
1) забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака);
2) негативно реагирует на забирание у себя фигурок, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!» (0-2 балла);
3) пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай!», «Ты что, совсем?») (0-2 балла);
4) использует в речи личные местоимения единственного числа, типа «я», «мне» (0-1 балл);
|
|
5) не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0-2 балла);
6) работает один (0-1 балла).
2. Положительная нравственная направленность личности:
1) помогает партнеру, например поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла);
2) отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла);
3) использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл);
4) сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла);
5) работает вместе с партнером (0-1 балл).
3. Общительность, контактность ребенка:
1) обращается к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов);
2) обращается к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов);
3) реагирует действием на советы партнера (0-2 балла).
4. Заинтересованность в предложенной деятельности:
1) строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0-2 балла);
2) следит за работой партнера (0-2 балла);
3) дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла).
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.
Приведем протокол исследования, проводившегося с дошкольни-
ками. Участники - Женя Г. (6 лет 2 мес.) и Маша Б. (6 лет 3 мес).
Взрослый кладет перед детьми картинку «Елочка» и дает каждому участнику мозаичные фигуры. Дети сразу дружно принимаются за выполнение задания. Женя кладет на середину стола свою фигурку и обращается к Маше.
Женя (Маше): Так?
Маша (Жене): Так, так. (Маша привстала со стульчика и внимательно посмотрела на картинку. Дети по очереди кладут фигурки, как на рисунке.) Женя (Маше): Давай ставь.
Маша (Жене): Куда? (Женя показывает.) Почти уже готово!
Женя (Маше): Зеленую сейчас надо ставить. (Дети поправляют фигурки. Елочка получается аккуратная.)
Женя (взрослому): Все! А можно, мы еще построим?
Маша (взрослому): Мы построили! (У детей счастливый вид, они довольны выполнением задания.)
В приведенном примере каждый из его участников получает следующее количество баллов:
Женя:
Отрицательная нравственная направленность — 1 балл. Положительная нравственная направленность - 8 баллов. Общительность - 6 баллов.
Заинтересованность в деятельности - 6 баллов.
Маша:
Отрицательная нравственная направленность - 0 баллов. Положительная нравственная направленность - 8 баллов. Общительность - 5 баллов.
Заинтересованность в деятельности - 6 баллов.