Сопоставительный анализ УМК на предмет содержания заданий на конструирование с целью развития пространственного мышления

Проанализируем наиболее распространенные в настоящее время программы начального курса математики с целью выявления заданий на конструирование с целью развития пространственного мышления.

Анализ содержательной стороны заданий из УМК «Школа России» [23],[24],[25],[26] показал, что в учебниках встречаются задания на конструирование, но чаще всего они однотипные. Например, начиная с 1 класса учащимся предлагают задания такого плана:

-вырезать фигуры и составить из них какую-либо фигуру (по типу геометрических головоломок);

- какой фигуры не хватает, чтобы начертить эту фигуру;

-из предложенных фигур выбрать те, с помощью которых составлен квадрат (может быть любая фигура)

-составь квадрат из этих фигур

Начиная с 4 класса детям предлагают задания на конструирование объемных фигур с помощью развертки. В учебниках М.И. Моро это фигуры: куб, прямоугольный параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр

В УМК «Школа России» входит пособие С. И. Волковой «Математика и конструирование», которое может быть использовано на внеурочных занятиях[6],[7],[8],[9].

Данный интегрированный курс объединяет 2 разноплановых предмета: математику и трудовое обучение. Курс включает следующие разделы:

-геометрическая составляющая;

-конструирование.

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях

С самого начала обучения дети начинают конструировать, сначала конструируют из полосок бумаги разной длины, самостоятельно изготавливают набор «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомятся с техникой «Оригами» и изготовляют изделия с использованием этой техники. Когда дети становятся старше, учатся делать развертку объемных фигур. Также на внеурочных занятиях обучающиеся занимаются изготовлением игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».

В программе Н.Б. Истоминой (УМК «Гармония») сравнительно мало заданий на конструирование[10],[11],[12],[13]. Встречаются 2 типа заданий:

-выбери две фигуры из которых можно составить круг(квадрат);

- сделай развертку, вырежи ее и сконструируй куб (призму)

У Н.Б. Истоминой есть пособие «Наглядная геометрия» рассчитанное на 1-4 классы для использования на внеурочных занятиях[14],[15],[16],[17]. Цель внеурочных занятий на основе данного комплекта — создать дидактические условия формирования у младших школьников предметных и метапредметных умений, важнейшим из которых является пространственное мышление.

Разрабатывая содержание тетрадей на печатной основе «Наглядная геометрия» для 1–4 классов, авторы уделяли особое внимание методическим аспектам освоения геометрического материала в начальной школе, который, как известно, выполняет не только пропедевтическую, но и развивающую функцию. Речь идет о формировании у младших школьников пространственных представлений, которые являются основой и продуктом деятельности пространственного мышления. В том числе и поэтому тетради включают как классические темы, так и расширяющие кругозор учащихся, корректирующие их бытовые знания об окружающем мире, который сплошь и рядом насыщен пространственными образами геометрических фигур.

 В этих пособиях много заданий на развитие пространственного мышления, но задания на конструирование присутствуют только в пособии для 1 класса. Задания такого же типа, как и в учебнике, но дополнительно предлагается детям конструирование из полосок бумаги.

В учебниках И.И. Аргинской [1],[2],[3],[4] особое внимание уделяется геометрическому материалу, способствующему развитию пространственного мышления, но заданий на конструирование в учебниках 1-3 классов не встречается.  В 4 классе автор учебника знакомит детей со старинной игрой «Танграм», дети по заданию учебника самостоятельно изготавливают эту игру, нумеруют детали «танграма» и учатся конструировать из элементов этой игры. Задания на конструирование с помощью «Танграма» встречаются на протяжении всего 4 класса в учебниках.

При изучении объемных геометрических фигур, И.И. Аргинская знакомит детей с разверткой. Дети конструируют с помощью развертки такие объемные тела как: куб, прямоугольную призму, конус, пирамиду.

Сравнительный анализ показал, что доля заданий на конструирование, которые способствуют развитию пространственного мышления в учебниках УМК «Гармония» оказалось меньше всего, в УМК «Система Л.В. Занкова» больше в несколько раз, несмотря на то, что задания на конструирование представлены только в учебниках 4 класса. Но наибольшее количество заданий на конструирование, способствующие развитию пространственного мышления мы можем увидеть в УМК «Школа России». Также отличительной особенностью этого УМК является то, что задания встречаются на протяжении всего обучения в начальной школе, с 1 по 4 класс.

Конечно, у каждого из представленных УМК есть свои достоинства и недостатки, однако, для успешного обучения учащихся этому вопросу необходимо уделять больше внимания, чем это предусматривается в учебниках начальной школы. В программах для начальной школы перед учителем ставится задача развития пространственного мышления школьников. Именно поэтому учителям начальных классов в своей работе необходимо использовать все возможности учебников и при этом самим находить эффективные задания и упражнения для развития пространственного мышления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе нами были рассмотрены особенности формирования пространственного мышления у детей, особенности конструирования из геометрических фигур в младшем школьном возрасте и его значение в системе работы по формированию пространственных представлений.

Выявлено, что современные программы начального образования учитывают в своем содержание формирование пространственного мышления детей, но в учебниках очень редко встречаются задания на конструирование.

Нами были изучены различные виды игр-головоломок на конструирование способствующих развитию пространственного мышления, которые учитель начальных классов может предложить ребятам на внеурочной деятельности, а также во время перемен.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 1 класс в 2ч. -Самара: Развивающее обучение, 2019 – 128с.

2. Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 2 класс в 2ч. – Самара: Развивающее обучение, 2019 – 128с

3. Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 3 класс в 2ч. – Самара: Развивающее обучение, 2019 – 144с

4. Аргинская И.И., Итина Л.С., Бененсон Е.П. Математика 4 класс в 2ч. – Самара: Развивающее обучение, 2019 – 144с

5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. − М.: ВЛАДОС, 2016. − 455 с.

6. Волкова С.И. Математика и конструирование. 1 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019.

7. Волкова С.И. Математика и конструирование. 2 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019.

8. Волкова С.И. Математика и конструирование. 3 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019.

9. Волкова С.И. Математика и конструирование. 4 класс. Учебное пособие. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2019.

10. Истомина Н.Б. Математика 1 класс в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017 -112с.

11. Истомина Н.Б. Математика 2 класс в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017 -120с.

12. Истомина Н.Б. Математика 3 класс в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017 -120с.

13. Истомина Н.Б. Математика 4 класс в 2 ч. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017 -120с.

14. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика. Наглядная геометрия. 1 класс. Тетрадь. ФГОС. - 5 изд. - М.: Линка-Пресс, 2017.

15. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика. Наглядная геометрия. 2 класс. Тетрадь. ФГОС. - 5 изд. - М.: Линка-Пресс, 2017.

16. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика. Наглядная геометрия. 3 класс. Тетрадь. ФГОС. - 5 изд. - М.: Линка-Пресс, 2017.

17. Истомина Н.Б., Редько З.Б. Математика. Наглядная геометрия. 4 класс. Тетрадь. ФГОС. - 5 изд. - М.: Линка-Пресс, 2017.

18. Каплунович, И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления / И.Я. Каплунович/ / Вопросы психологии. –1999. –№1. – С.60 – 68.

19. Кудрявцев В.Т. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач. – М.: «Педагогика», 1975. – 304 с.

20. Кулеш У.В. Формирование пространственных представлений у детей на основе геометрического материала / У.В. Кулеш // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – ФГБОУ ВПО Тверской государственный университет. – 2013.

21. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников / А.Р. Лурия // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., 1995.

22. Мацько, Н.Д. Формирование пространственных представлений учащихся 1- 5 классов в процессе обучения: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. –Киев, 1975. –20 с.

23. Моро М.И., Волкова С.И. Математика в 2 ч. 1 класс. – М.: Просвещение, 2017. – 129с.

24. Моро М.И., Волкова С.И. Математика в 2 ч. 2 класс. – М.: Просвещение, 2017. –110с.

25. Моро М.И., Волкова С.И. Математика в 2 ч. 3 класс. – М.: Просвещение, 2017. – 115с.

26. Моро М.И., Волкова С.И. Математика в 2 ч. 4 класс. – М.:Просвещение, 2017. – 113с.

27. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

28. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 16 – 19.

29. Суворова Т.С. Конструирование как средство ознакомления старших дошкольников с предметным миром / Т.С. Суворова, Е.Н. Смирнова // «Череповецкие научные чтения – 2015»: материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. – Череповецкий государственный университет, 2016.

30. Якиманская, И.С.Развитие пространственного мышления школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 239 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: