Психологические особенности старшеклассников

 

Учащиеся старших классов находятся примерно в возрасте от 15 до 17-18 лет. В отечественной психологии это возраст относится к периоду ранней юности. Юность – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), последний период детства и первый период взрослости, период ранней молодости[30].

В этот возрастной период заканчивается формирование черт личности, завершается становление зрелости личности. В юношеском возрасте преобладают взрослые проявления, которых с протеканием периода становится все больше и больше, детские же черты почти полностью исчезают. Во время этого возраста достигается полная зрелость во всех сферах личности – эмоциональной, физической, творческие и интеллектуальные способности так же достигают максимального развития.

Ведущей деятельность, в данном возрастном периоде, является учебно-профессиональная деятельность. Происходит освоение профессиональных навыков и умений. В ранней юности закладываются основы мировоззрения, формируются ценностные ориентации, углубление нравственного сознания, рост социального и познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам развития природы и общества. Центральными становятся вопросы о смысле жизни, построении жизненного плана и дальнейшего развития. В этом возрасте появляется представление о себе, своей личности, становление самооценки своей внешности, физических навыков, умений, умственных способностей, моральных качеств и чувства воли. Происходит дальнейшее развитие самосознания, целостное представление о себе как о личности. Для юношества характерно эгоцентрическое мышление и максимализм в суждениях, стремление критически осмыслить все, отличится от остальных людей, выразив свою оригинальность во многих сферах жизни. 

К основным психологическим новообразованиям ранней юности относится самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения формируется под влиянием оценок окружающих людей и собственной оценки своих внешних данных, психических сил и способностей. Как правило, у девушек и юношей завышенная самооценка, отсюда беспочвенная самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым (родителям, педагогам), нереалистические притязания, переоценка своих способностей и т.д. Но как ни неприятна юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Девушки и юноши при такой обобщенной самооценке испытывают трудности в общении, внутренне напряжены, тревожны, болезненно реагируют на критику, справедливые замечания, часто замыкаются, становятся одинокими. Пониженное самоуважение снижает уровень притязаний личности, побуждает ее довольствоваться малым, делает ее неконкурентоспособной в социальной и профессиональной жизни[17].  

Отношения с взрослыми становятся менее конфликтными и ровными. Старшеклассники хотят видеть во взрослых, и в родителях особенно, друзей и советчиков, общение с ними становится более доверительным. Общение с взрослыми людьми все больше интересует их. Так как некоторые вопросы они не могут обсудить со сверстниками в силу нехватки опыта, в отличие от более опытных и больше знающих взрослых. Выбор места обучения, профессии, отношения с окружающими, вопросы моралей и ценностей, все это юноши стараются спрашивать, уточнять и общаются на эти темы с родителя, дифференцирую темы между матерью и отцом, в зависимости от степени компетенции в данной теме.

К учителям также меняется отношение. Оно становится более сложным. На первое место в образе учителя выходят его личностные качества, в особенности понимание. За ним следует профессиональная компетентность, а следом умение управлять, причем справедливо.

Все старшеклассники взрослеют по-разному, хоть и сталкиваются с одинаковыми проблемами при взрослении. Это происходит из-за неравномерности созревания и развития. Подростки развиваются в разном темпе, поэтому одноклассники могут находиться на разных стадиях созревания. Помимо этого умственное, физическое, социальное развитие у каждого отдельно взятого школьника происходит по-разному и в разное время. Так же на развитие влияют индивидуально-психологические особенности. У одних людей юность — период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными, эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов. Рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь[7].

 Важно иметь в виду, что речь идет большей частью не просто о возрастных, а о половозрастных особенностях. Поэтому многие категорические суждения о психологических особенностях юношей и девушек, высказываемые в популярной литературе и отдельных учебных пособиях, не основаны на научных данных, а выражают лишь субъективные мнения авторов, отражающие их личный опыт или расхожие клише обыденного сознания, которые могут быть как истинными, так и ложными, но почти всегда бывают упрощенными, чем категоричнее такие суждения, тем критичнее их нужно воспринимать. Однако сами по себе половые различия весьма существенны, проявляясь и в направленности интересов, и в специфике эмоциональных решений, и в структуре общения, и в критериях самооценок, и в психосексуальном развитии, и даже в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения. Воспринимать и оценивать девушек-старшеклассниц по юношеским критериям и стандартам совершенно недопустимо.

Половозрастные особенности и процессы всегда тесно переплетаются с личностными. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика саморегуляции образов «я». Тут есть известная общая логика. Все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «я», затем проходят стадию «ролевого моратория», деятельность которой может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности, завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Уровень развития «я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Юноши и девушки, переживающие стадию диффузного «я» или «ролевого моратория», часто отличаются меньшей психологической самостоятельностью и повышенной конформностью, их моральное сознание не выходит за пределы обыденных, конвенциональных норм и представлений, а их межличностным отношениям недостает глубины, психологической интимности и устойчивости. Слишком поспешное самоопределение путем бездумного, пассивного принятия готовых образцов и шаблонов деятельности коррелирует с ригидностью интеллектуальных процессов и стереотипным, формальным стилем общения. Нужно подчеркнуть, однако, что никаких жестких возрастных норм перехода из одной стадии в другую не существует. Не все люди достигают высших этапов умственного, нравственного и социального развития, предполагаемых понятием Личности с большой буквы. Одни и те же свойства у одного старшеклассника являются временными, стадиально-возрастными, а у другого — индивидуально-личностными, которые будут сопутствовать ему всю жизнь[9].

Вступление во взрослую жизнь толкает девушек и юношей на определение своих жизненных планов. При этом они должны не только определиться с тем, куда они будут двигаться в будущем, но и каким образом они будут достигать поставленных целей. Главной заботой становится выбор профессии, формы ее получения. На завершающем этапе школьного обучения жизненные планы становятся все более реальными и лишаются несбыточных надежд.

Э. Эриксон утверждал, что на протяжении всего жизненного пути личности распределяются проблемы развития личности. Эриксон утверждал, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. Когда у человека вызревают те или иные качества личности, он встречается с новыми задачами, которые ставит жизнь перед ним как человеком определенного возраста. Жизненный путь Эриксон разделил на восемь стадий, дав качественное описание каждой. Указаны два возможных выхода из каждого возрастного кризиса и названа сильная сторона личности, которая укрепляется в случае успешного разрешения возрастной проблемы[27].

5 стадия (12-19 лет). Это пора полового созревания, обретения взрослого внешнего вида. Родители и учителя лишаются монополии на авторитетность. Активизируются отношения внутри группы сверстников, которые и задают критерии личностной оценки, переходящей в самооценку. Эриксон считал эту стадию одной из важнейших. Благодаря возросшим интеллектуальным способностям и активному взаимодействию со сверстниками начинает формироваться ясное представление о себе («внутренняя тождественность»). Таков благоприятный исход, при котором личность научается быть верной другим и положительно относится к себе. Неудачное развитие приводит к размытости представлений о себе, к несогласованности аспектов своей личности, к импульсивному и ситуативному поведению. Часто происходит выпадение из нормальной социальной сферы, юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением – в компании уголовников, наркоманов, бродяг. Возрастает агрессивность поведения как форма компенсации внутреннего конфликта (переживания неполноценности, отторгнутости, ненужности) [7].

Поиск себя во взрослой жизни приводит к кризису идентичности, вызванному реальными достижениями и личностными и профессиональными желаниями. Все это приводит к психической напряженности и эмоциональной неуравновешенности. 

На пороге взрослости девушки и юноши, по мнению И. С. Кона, должны найти ответ на три вопроса[9]: 

• кем быть? (профессионально самоопределиться);

• каким быть? (морально самоопределиться);

• с кем быть? (найти любимого или любимую).

Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: