Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
- информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
- информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
- информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
- вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
- прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский учет, делопроизводство, кадры и т. д.).
|
|
Особенности разработки учебных заданий для развития ИКТ-компетентности обучающихся:
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач | Описание | Алгоритм конструирования и оценки учебных заданий | ||
Основной вопрос к учебному заданию | Описание «хорошего» задания | Компоненты учебного задания | ||
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценкуИКТ-компетентности обучающихся | требуют педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. | В какой мере задание поощряет учащихся использовать ИКТ в целях обучения и развития? | Задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков учащихся (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций | Найдите с помощью поисковой системы Интернета… Сохраните необходимую информацию…. Составьте диаграмму, отражающую взаимосвязь… Обобщите данные в таблице … Составьте по итогам исследования брошюру в программе Publisher |
Рассмотрим более подробно разработку данных заданий.
|
|
Общее описание «хорошего» задания: задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ).
Для выполнения заданий учащиеся обращаются к персональным компьютерам, Интернету, различным цифровым устройствам и приборам, позволяющим фиксировать, обрабатывать и анализировать изображения, звуки, тексты, преобразовывать и представлять информацию, использовать и создавать медиа-объекты, вести коммуникацию и т.д.
«Хорошее» задание с использованием ИКТ, как правило, ненавязчиво способствует общему развитию способностей детей, так и развитию отдельных учебных умений (универсальных и специальных), а также позволяет более эффективно использовать все ресурсы, включая временные.
Учитель сам определяет уровень, исходя из меры сформированности исполнительских умений обучающихся в области использования ИКТ для своего обучения и развития.